Политический деятель Бразилии, руководитель Бразильской коммунистической партии (БКП) до 1967, основатель и лидер «Действия за национальное освобождение» (ALN) (порт. Ação Libertadora Nacional), писатель, «отец городской герильи».
В компартию Маригелла вступил в 1927 году. После ареста прежнего руководства Маригелла входит в состав руководителей БКП, с 1943 года — член ЦК БКП, с 1957 года — член Политбюро ЦК БКП. Провёл 8 лет в тюрьмах. После военного переворота в апреле 1964 года и свержения правительства президента Жоао Гуларта, Маригелла занимает критическую позицию по отношению к партии из-за её неспособности к решительным действиям в условиях военной диктатуры. 1967 году Маригелла объявляет о своём выходе из ЦК Бразильской компартии, обвинив её в реформизме, оппортунизме и отказе от революционной борьбы.
В конце 1967 — начале 1968-го годов Маригелла с товарищами создает подпольную организацию «Действие за национальное освобождение» (ALN). Основные её цели:
свержение военной диктатуры
захват власти народными массами
создание революционного правительства.
Основным методом для достижения целей была избрана городская герилья — партизанская вооружённая борьба в городских условиях. В отличие от Че Гевары, который был сторонником сельской герильи, Карлос считал, что вооружённая борьба должна начинаться в городе и оттуда перекидываться в сельскую местность.
Находясь в подполье Карлос написал множество работ по теории революционной борьбы. Наиболее известная из них — «Краткий учебник городской герильи», написанный в июне 1969 года. Эта небольшая книга стала своего рода библией для всех участников мирового революционного движения и в короткое время была переведена на множество языков мира. 4 ноября 1969 года Карлуш Маригелла был застрелен, попав в полицейскую засаду.
Основной целью вооружённой борьбы является пробуждение сознания масс, отвлечение их от отупляющего, манипулятивного воздействия СМИ, демонстрация на практике той мысли, что фашизму можно не только сопротивляться, но и уничтожить его — это основные мысли, проходящие сквозь всё творчество Карлоса Маригеллы.