Искусство фотографии в наши дни доступно абсолютно всем и позволяет полностью сосредоточиться на выборе точки съемки и композиции кадра, не задумываясь о технологии возникновения и тиражирования изображения. Однако совсем недавно фотография требовала не только художественного вкуса, но и знания непростых навыков проявления фотографических материалов и их печати, а также наличия материалов и реактивов, затемненного помещения и многого другого. Особенно трудоемким и сложным было создание самых первых снимков в истории человечества. Из исторических романов многим известно, что в начале девятнадцатого века фотографии называли дагерротипами, по фамилии Луи Дагера. Однако автором этого изобретения является не Дагер, а его соотечественник Жозеф Ньепс, имя которого знакомо совсем немногим. Он мог стать деятелем церкви, военачальником, механиком – но стал отцом изобретения, без которого наша цивилизация была бы совершенно другой.
Жозеф Нисефор Ньепс родился 7 марта 1765 года в бургундском городе Шалон-сюр-Сон. Его семью можно отнести и к аристократическому, и к юридическому сословию - мать принадлежала к династии известных правоведов, а отец был королевским советником. Жозеф получил хорошее образование в колледже; его очень интересовала механика, но семья первоначально готовила его к карьере священника. Он изучал ораторское мастерство, но затем вступил в армию. В 1792 году на волне революционных событий Жозеф Ньепс вышел в отставку, руководствуясь приверженностью своей семьи к королю, однако позднее, после прихода к власти Наполеона, снова стал военным, воевал в Италии и на Сардинии, пока не вынужден был уйти в отставку по состоянию здоровья в 1795 году. Ньепс занял пост государственного служащего в Ницце и женился на Агнесс Ромеро.
В 1801 году Жозеф вернулся домой и занялся семейным бизнесом - выращиванием свеклы и производством сахара. Предположительно, его отставка была вызвана недовольством горожан, считавших, что Ньепс слишком вольно распоряжается финансами. Причиной такого поведения Жозефа был его старший брат Клод, увлеченный изобретательством. Совместная работа братьев Ньепс над пиреолофором (прообразом двигателя внутреннего сгорания) привела к созданию ими оснащенной таким двигателем лодки. В 1807 году Жозеф и Клод Ньепсы получили временный патент на это изобретение, однако по истечению 10 лет подтвердить эффективность разрабатываемого двигателя не им удалось. Клод переехал в Англию, пытаясь найти там поддержку своим трудам, но только растратил все фамильное состояние и душевное здоровье, а разработка принципов действия двигателя внутреннего сгорания была выполнена в 1824 году физиком Карно, когда-то входившим в комиссию по испытанию пиреолофора.
В 1826 году Жозеф Ньепс занялся новым изобретением – усовершенствованием метода литографии. Вместо трад
иционного тяжелого камня он использовал тонкий лист жести, на который наносился рисунок. Но поскольку сам Жозеф рисовать не умел, он вспомнил увлечение своей юности – создание изображений с помощью камеры-обскуры на бумаге, пропитанной солями серебра. Поскольку созданные таким способом изображения были нестойкими, Жозеф Ньепс решил использовать битумный порошок, который растворял в лавандовом масле, экспонировал в течение восьми часов, затем обрабатывал в лавандовом масле и керосине. По затвердевшему изображению проводились линии, которые покрывались чернилами и переносились на бумагу; эта технология получила название 'гелиография'.
Дополнительным изобретением Ньепса была диафрагма камеры-обскуры, которая придавала изображению четкость. Таким способом им был создан первый сохранившийся до наших дней фотографический снимок – вид из окна, датируемый 1826 годом.
В 1827 году Жозеф поехал в Англию, где представил свое изобретение Королевскому обществу, но по совету брата не стал раскрывать технологические секреты. Изобретение отказались признать, и Жозеф Ньепс обратился с предложением сотрудничества к известному владельцу Парижской диорамы Луи Дагеру. Ньепс к этому времени был уже тяжело болен и заключил контракт в пользу своего сына Исидора. Согласно контракту, Дагеру передавалось полное описание процесса гелиографии, в том числе и такие усовершенствованные методы, как применение серебряных и медных пластин, способов фиксации изображения, усиления изображения парами йодидов и многое другое, а также все необходимые приспособления. В 1833 году Жозеф Ньепс умер; к этому времени он был фактически разорен, и его похороны состоялись за государственный счет. Уже после смерти Ньепса Луи Дагер усовершенствовал камеру, а также технологию проявления и закрепления изображений, став создателем индустрии получения фотографических изображений с натуры