12 мая открывается 63-й Каннский кинофестиваль. Бессменный президент знаменитого форума Жиль Жакоб дал эксклюзивное интервью парижскому корреспонденту "Известий".
После долгого отсутствия в конкурсной программе Канна снова представлена Россия. Это будет фильм Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2: Предстояние". Вы уже видели картину?
- Фильм отобрала комиссия, которую возглавляет генеральный делегат (художественный директор. - "Известия") фестиваля Тьерри Фремо. Значит, он понравился. Сам я этой ленты не видел - у президента другие обязанности. В прошлом - на протяжении четверти века - я занимался селекцией фильмов и в том числе выбрал картины Михалкова "Утомленные солнцем" и "Сибирский цирюльник". Я давно и хорошо знаю Михалкова и очень люблю многие его фильмы.
Как вы оцениваете шансы нашего режиссера на победу?
- У него много соперников... Но возвращение русского кино в Канн - это, безусловно, большое событие. В 1920-е годы в России работали величайшие режиссеры - Эйзенштейн, Пудовкин, Довженко, Барнет... Когда в стране одновременно возникает такая плеяда выдающихся мэтров, за это впоследствии приходится расплачиваться. Аналогичная ситуация наблюдалась в итальянском кино в 1960-1970 годы. Как бы там ни было, российское кино в прошлом было достойно представлено в Канне. Вспомним хотя бы Калатозова, Тарковского, Панфилова. Но бывали и "пустые" годы. Теперь Россия снова в Канне. Значит, все хорошо.
В чем специфика нынешнего фестиваля?
- У каждого свои особенности. Один из недавних фестивалей назвали "грустным", другой - "веселым". Для меня важнее всего оценка международной прессы в целом. После одного фестиваля журналисты признают: "Этот удался". После следующего морщатся: "Видели мы и получше". Лично я считаю лучшим фестиваль 1979 года. Тогда одновременно были представлены пятнадцать шедевров, а "Золотую пальмовую ветвь" в тот год поделили "Апокалипсис сегодня" Копполы и "Жестяной барабан" Шлёндорфа. Но даже и тогда многие говорили, что, мол, в прошлом году фестиваль был интереснее... Посмотрим, что скажет пресса на этот раз. Меня интересует, совпадут ли мнения жюри и прессы в отношении пяти-шести лучших фильмов. Если это произойдет, фестиваль можно считать удачным.
В конкурсной программе несколько французских лент. Не боитесь обвинений в шовинизме?
- Вы правы, задавая мне такой "провокационный" вопрос. Как страна - хозяйка фестиваля, Франция все-таки стремится ограничить число своих картин в Канне. Но надо напомнить, что во Франции особая система предоставления государственной помощи фильмам. В результате на французские фильмы приходится 35 процентов зрителей, а на американские - 60. Если национальное кино опускается ниже отметки в 10 процентов, ему грозит смерть.
Имеет ли председатель жюри большее влияние на распределение наград, чем его рядовые члены?
- Все зависит от председателя. В этом году это американский режиссер Тим Бертон - человек тонкий, настоящий художник. Я думаю, он с уважением отнесется к соображениям членов жюри. Хотя в прошлом я знал милейших людей, которые, оказавшись в председательском кресле, стремились непременно навязать свое суждение.
Оказывают ли на жюри давление политики, продюсеры?
- Если другие страны и оказывают давление на Францию, пытаясь получить тот или иной приз, то наши власти нас об этом не информируют. Вместе с тем есть нажим со стороны профессионалов. Ставки на Каннском фестивале очень высоки. На кону стоят большие деньги. В результате всевозможных давлений так много, что одно уравновешивает другое.
Часто ли вспыхивают скандалы в жюри?
- Постоянно. Сражения не затихают, и это хорошо.
Кого из суперзвезд в этом году вы ждете в гости?
- На фильм Ридли Скотта "Робин Гуд", которым открывается фестиваль, приедут Кейт Бланшетт и Рассел Кроу. На следующий день появится Майкл Дуглас. Надеюсь, мы увидим и звезд "Утомленных солнцем-2".
Капризы звезд давно стали притчей во языцех. Режиссер Мартин Скорсезе требовал для себя частный самолет...
- Некоторые мегазвезды даже отказываются приезжать, если им не дают частных самолетов. Но фестиваль частично финансируется государством, и мы не имеем права - за этим следит французская Счетная палата - арендовать частные самолеты ради чьей-то прихоти. В конце концов, Скорсезе добыл себе самолет, который ему предоставил кто-то из предпринимателей.
Не нуждается ли фестиваль в реформах? Не слишком ли он элитарен?
- Сплошь и рядом от фестиваля требуют взаимоисключающих вещей. Некоторые полагают, что в Канне перебор гламура, слишком много кинозвезд. Тем не менее все интересуются, кто из них приедет в этом году на фестиваль. Канн соткан из таких противоречий, и это очень хорошо. Главное - найти разумное равновесие.
Фестивалем вы руководите больше трех десятилетий и давно уже "канонизированы". Если без ложной скромности, то, наверное, можете сказать: "Фестиваль - это я"?
- Нет, конечно. Я его олицетворяю в качестве президента, но не более того. Все эти годы я пытался помогать известным и молодым режиссерам. Делать фильмы исключительно сложно. Прежде всего вам нужны деньги, которых у вас нет. В поисках средств вы идете от унижения к унижению.
Почему актриса Жюльетт Бинош называет вас "самураем кино"?
- Жюльетт, видимо, видит во мне "хранителя", "стража", который своим мечом защищает кинематографический храм от нападений врагов.
Чем объясняется ваша популярность среди актеров и режиссеров? Вы их близкий друг, доверенное лицо?
- Я - человек, который всегда держит слово. А это в нашей жизни бывает не так часто. Я делаю все для их блага, и они это чувствуют. Я никогда их не предавал. Звезды это ценят. И это создает особые отношения.
К нынешнему фестивалю вы приурочили выход своей "Золотой книги", в которой опубликованы ваши фотографии. Вы называете себя "охотником за кадром".
- Когда ты не профессионал, надо подходить к своим снимкам весьма критически. Мне повезло в двух вещах. Во-первых, появились цифровые фотоаппараты, которые значительную часть работы выполняют автоматически. Во-вторых, я за свою жизнь пересмотрел тысячи фильмов и научился многому - кадрированию, освещению и т.д.
В "Золотую книгу" вы включили и свой снимок Романа Полански. Тем самым вы поддерживаете режиссера, которого хотят судить в Соединенных Штатах по обвинению в совращении несовершеннолетней?
- Не зная фактов, я не могу вынести никакого суждения по поводу того, что случилось больше тридцати лет назад. Но знаю одно: когда ты приглашаешь кого-то на международный фестиваль - как это было в случае с Полански в Цюрихе, - ты воздаешь должное художнику, а не устраиваешь ему ловушку. Например, я приглашал в Канн турецкого кинорежиссера Йылмаза Гюнея, который получил "Золотую пальмовую ветвь" за ленту "Дорога". Я бы никогда не позволил, чтобы полиция схватила его в Канне. Кинофестиваль - как и церковь - обладает неким подобием экстерриториальности. Нельзя никого арестовывать ни в церкви, ни на фестивале.
В июне этого года вам исполняется восемьдесят лет. Вы в потрясающей форме.
- Наверное, потому, что гуляю каждый день - и обязательно с фотоаппаратом, чтобы не скучать. Но на улицах вы рискуете жизнью. В прошлом году в Канне я попал под колеса автомобиля.
Вы гуляете один? Кого бы из актеров позвали с собой на променад?
- Я бы предпочел гулять с молчаливой звездой.
Основная часть программы нынешнего Каннского фестиваля была объявлена в середине апреля, однако конкурс продолжал формироваться буквально до последнего дня. В понедельник стало известно, что за "Золотую пальмовую ветвь" будет - уже в третий раз за последние пять лет - состязаться британский классик Кен Лоуч с картиной об иракской войне "Ирландский маршрут". (Route Irish - самый опасный участок дороги на пути из аэропорта к центру Багдада.)
В Канн в этом году съедутся многие мэтры мирового кинематографа. Вуди Аллен, Оливер Стоун, Стивен Фрирз, Отар Иоселиани представляют свои картины как спецсобытия - вне основного конкурса. В последний соревновательный день в Канне покажут "Предстояние" Никиты Михалкова (международная версия на полчаса короче той, что идет сейчас в нашем прокате).
В основном конкурсе есть еще наш соотечественник - один из самых известных российских документалистов, автор знаменитой "Блокады" Сергей Лозница. Последние годы он живет в Германии, а в Канне представляет свой дебют в игровом кино "Счастье мое". Действие фильма происходит в России, герой - водитель-дальнобойщик, который сбился с трассы и затерялся на бескрайних просторах страны. "Впечатление, побудившее меня снять этот фильм, связано со стремительной деградацией и вымиранием пространства, говорящего языком "Котлована" Андрея Платонова", - сказал Лозница. Одну из ролей исполняет румынский актер Влад Иванов, ставший известным после картины "4 месяца, 3 недели и 2 дня" ("Золотая пальмовая ветвь" 2007 года), где он сыграл врача, специалиста по подпольным абортам. На картине также работал один из лучших румынских операторов Олег Муту. В каннской программе "Счастье мое" числится как копродукция Германии, Украины. Предполагается, что в июне фильм будет участвовать в фестивале "Кинотавр".