Может показаться, что процесс взросления сводится лишь к получению новой информации и новых полезных навыков; при внимательном рассмотрении, однако, можно заметить, что у маленьких детей не просто не хватает тех или иных навыков – сам принцип восприятия окружающей действительности у таких детей радикально отличается от взрослого. Изучением того, как именно 'детское мышление' превращается во 'взрослое', занимался швейцарский психолог Жан Пиаже.
Родился Пиаже в Невшателе, Швейцария (Neuchâtel, Switzerland) в 1896 году, в семье швейцарца Артура Пиаже (Arthur Piaget) и его супруги Ребекки Джексон (Rebecca Jackson). Уже ребенком Жан начал интересоваться биологией и зоологией; способности в данной области у него были воистину впечатляющие – уже к 15 годам Пиаже опубликовал несколько статей о моллюсках и пользовался определенной репутацией среди коллег-биологов. Образование Пиаже получал в университетах Невшателя и Цюриха; за время обучения он издал две философских статьи, которые довольно ярко демонстрировали принцип его мышл
ения в то время (позже самим Жаном признанный незрелым). Примерно в этот же период Жан начал интересовать психоанализом.
Позже из Швейцарии Пиаже перебрался в Париж, где некоторое время преподавал в школе Альфреда Бине (Alfred Binet), параллельно помогая тому разрабатывать его легендарные тесты для проверки уровня интеллекта. Именно тогда Жан отметил, что дети с упорством дают неправильные ответы на некоторые вопросы; систематичность этих ошибок его заинтересовала, и в конечном итоге Пиаже счел, что ошибки эти возникают из-за того, что когнитивные процессы маленьких детей сильно отлич
аются от таких процессов у детей старше и взрослых людей. В конечном итоге изыскания в этой области привели к созданию полной теории стадий когнитивного развития.
В 1921-м Пиаже вернулся в Швейцарию, где стал директором женевского Института Руссо. Работал институт под началом Эдуарда Клапареда (Édouard Claparède), с идеями которого Жан было хорошо знаком.
В период с 1925-го по 1929-й Пиаже занимал пост профессора психологии, социологии и научной философии в Университете Невшателя. В 1929-м ему предложили пост директора Международного бюро образования; возглавлял эту междун
родную организацию Пиаже вплоть до 1968-го.
Согласно Гарри Бейлину (Harry Beilin), в теоретических изысканиях Жана Пиаже можно выделить 4 фазы – социологическая модель развития, биологическая модель интеллектуального развития, развитие логической модели интеллектуального развития и исследования образного мышления.
На первом этапе Пиаже занимался исследованием скрытых сторон детского мышления. По мнению ученого, по мере взросления дети отходят от природного эгоцентризма к социоцентризму; с помощью специально составленных наборов вопросов Жан сумел показать, что дети со временем от инт
уитивных ответов переходят к 'научным' и, что не менее важно, 'общепринятым'. Пиаже предположил, что происходит это в ходе социализации детей под влиянием более старших и более авторитетных товарищей.
На втором этапе своих изысканий Пиаже верил, что процесс мышления и интеллектуального развития можно рассматривать с биологически-эволюционной точки зрения; здесь он ввел понятия 'ассимиляция' и 'приспособление', как два основных процесса изучения ребенком окружающего мира.
Третья модель Пиаже предполагала, что в развитии интеллекта можно выделить ряд обязательных и расположенных послед
овательно стадий; располагаются эти стадии в виде своеобразной спирали – и на каждом этапе детям приходится переосмысливать и переформулировать идеи, возникшие у них на этапах предыдущих.
Наконец, четвертый этап изысканий Пиаже был посвящен вопросам 'нелогичного' мышления – не поддающегося формализации, но роль в жизни играющего огромную.
Скончался Жан Пиаже 16 сентября 1980-го; на момент смерти ему было 84 года. Тело ученого по его собственному распоряжению было захоронено рядом с его близкими, в непомеченной могиле на женевском 'кладбище королей' (Cimetière des Rois, Geneva).