Популярные личности

Жан-Пьер Солье

Французский виолончелист, оперный певец (тенор, баритон)
На фото Жан-Пьер Солье
Категория:
Место рождения:
Ним, Франция
Дата смерти:
1812-08-06
Место смерти:
Париж, Франция
Гражданство:
Франция
Читать новости про человека
Биография

Биография

В начале своей карьеры пел партии теноров, затем переквалифицировался в баритоны. Довольно активно выступал в парижской Опера-Комик (Opéra-Comique, Paris). В дальнейшем Солье начал писать собственные произведения; особенно хорошо ему давались одноактные комические оперы.


Отец Жан-Пьера был виолончелистом в Ниме (Nîmes); любовь к виолончели перешла к Солье-младшему 'по наследству'. Впрочем, одной виолончелью Жан-Пьер не ограничился – параллельно он играл на гитаре и учился петь (в дальнейшем даже став хористом в местном соборе). В чуть более сознательном возрасте Солье начал путешествовать по южной Франции (France), выступая с местными оркестрами и подрабатывая уроками гитарной игры и вокала.

В 1778-м судьба занесла Жан-Пьера в Авиньон (Avignon); тенор, выступавший в 'Избранница из Саланси' ('La rosière de Salency') Андре Гретри (André Grétry) заболел, и Солье предложили его заменить. Вызванный на замену певец произвел на руководство театра настолько хорошее впечатление, что его наняли в качестве постоянного тенора. Через некоторое время Жан-Пьера пригласили в Париж (Paris); там он дважды выступил на сцене Опера-Комик – сначала в 'Феликс или Найденыш' ('Félix ou l'Enfant trouvé') Пьер-Александра Монсиньи (Pierre-Alexandre Monsigny), а затем – в 'Неверные понятия, или Завистливый любовник' ('Les Fausses Apparences ou L'Amant jaloux') Гретри. В Париже Солье приняли не так тепло, так что певец счел лучшим вернуться в провинцию.

Некоторое время Жан-Пьер выступал в Нанси (Nancy) и Лионе (Lyon); в 1787-м он вернулся в Париж – впрочем, на сей раз ему доставались роли преимущественно второго плана.

26-го марта 1789-го певец вновь вышел на замену – на сей раз, подменял он Жан-Батиста Кларвеля (Jean-Baptiste Clairval) в премьерном показе 'La fausse paysanne' Жерара де Пропиака (Girard de Propiac). К тому времени Солье уже звучал не столько как тенор, сколько как баритон. В то время баритоны в стенах Опера-Комик звучали не особо часто; тем не менее, Солье дело нашлось – композитор Этьен Мегюль (Étienne Méhul) начал писать роли специально для Жан-Пьера. Уважал Солье и упомянутый уже Андре Гретри.

В 1783-м Солье написал часть композиции комедии 'Le séducteur', представленной 4-го ноября на Фонтенбло (Fontainebleau). По-настоящему активным композитором Жан-Пьер, однако, стал лишь в 1790-м – именно тогда он подготовил адаптированную версию 'Непредвиденная встреча' Кристофа Виллибальда Глюка (Christoph Willibald Gluck). Для своего творения – а назвал новую пьесу Солье 'Les fous de Médine' – начинающий композитор озаботился рядом новых музыкальных композиций. В мае 1792-го вместе с Родольфом Крейцером (Rodolphe Kreutzer) Жан-Пьер написал постановку 'Le franc Breton'; впрочем, настоящий успех ждал Солье лишь в ноябре – созданная им опера 'Jean et Geneviève' выдержала несколько переизданий и в последний раз прошла в 1822-м году. Участвовал Солье и в написании совместного проекта 'Конгресс королей' ('Le congrès des rois'); его в свое время заказал Комитет общественной безопасности (Committee of Public Safety) – выделив при этом на создание заказанного всего два дня. Музыку для постановки писали 12 известных композиторов – в том числе, Солье и Гретри; впервые постановка прошла 26-го февраля 1794-го. К сожалению, особого успеха у публики совместный проект не возымел; довольно скоро революционные власти запретили эту постановку.

Скончался Жан-Пьер Солье 6-го августа 1812-го.



Поделиться: