Жан-Пьер Бланшар стал одним из первых успешных создателей воздушных шаров. Несмотря на то, что сейчас шары в практическом воздухоплавании сильно уступают самолетам, его разработки сыграли большую роль в развитии воздухоплавания; так, Бланшар много сделал для модификации модели парашюта на современный лад.
Первый удачный запуск воздушного шара Жан-Пьер Бланшар осуществил в Париже (Paris) 2-го марта 1784-го; тогда в воздух был поднят шар, наполненный водородом. Запуск был произведен на Марсовых полях. Первый успешный взлет с пассажиром состоялся 21-го ноября 1783-го; тогда Пилатр де Розье (Pilâtre de Rozier) и маркиз д'Арланд (Marquis d'Arlandes) взлетели с Версальского дворца на поднимаемом горячим воздухом воздушном шаре конструкции братьев Монгольфьер (Montgolfier). Первый водородный шар с пассажирами взмыл в небо 1-го декабря 1783-го – профессор Жак Шарль (Jacques Charles) и Николя-Луи Робер (Nicolas-Louis Robert) запустили 'Ля Шарлье' ('Charlière') с дворца Тюильри (Jardin des Tuileries) в Париже.
Дебютный полет Бланшара едва было не закончился катастрофой. Один из наблюдателей, Дюпон де Шамбон (Dupont de Chambon) – учившийся, кстати, в военной школе в Бриенне (Brienne) вместе с самим Наполеоном – в прямом смысле слова набросился на воздушный шар с клинком; мужчину привел в ярость тот факт, что ему в месте на борту воздушного шара было отказано. К счастью, серьезных последствий удалось избежать. Полет прошел не совсем по плану; Бланшар изначально планировал добраться до Ла-Виллет (La Villette) на северо-востоке, однако ветер отправил его сначала через Сену (Seine) в Бийанкур (Billancourt), затем – назад. В конечном итоге изобретатель сел на рю-де-Севре.
В качестве своего девиза Бланшар избрал латинскую фразу 'Sic itur ad astra' ('Таков путь к звездам').
Первые полеты воздушных шаров не только привлекли внимание со стороны широких масс; мир захлестнула настоящая 'шаромания'. Изображениями воздушных шаров украшалось все подряд; многие вещи начали оформлять в стиле шаров – особые изменения претерпел вид ряда керамических изделий, вееров и даже шляп. Придумали даже одежду в стиле 'воздушный шар'; она подразумевала как минимум аппликации в виде воздушных шаров, а то и специальные, преувеличенно пышные рукава вкупе с круглыми юбками. Несколько новых идей для своей работы почерпнули и парикмахеры; на суд общественности были представлены новые прически – 'монгольфьер', 'летающий шар', 'полушар' и даже 'Бланшар'.
В августе 1784-го Бланшар переехал в Лондон, где 16-го октября принял участие в полете Джона Шелдона (John Sheldon). Интересно, что этот полет состоялся всего через несколько недель после первого полета в Британии (и, заодно, за пределами Франции); дебют на английской почве произвел итальянец Винченцо Лунарди (Vincenzo Lunardi), преодолевший 15-го сентября 1784-го расстояние от Мурфилда (Moorfields) до Уэйра (Ware). Разработанные Бланшаром управляющие механизмы – подвижные крылья и ветряк – оказались сравнительно неэффективными; шар, однако, все же пролетел порядка 115 километров от военной академии в Челси (Chelsea), сделав посадку в Санбури (Sunbury), а после – в Ромси (Romsey).
Второй полет Бланшар предпринял 30-го ноября 1784-го;
на сей раз он взлетел в компании американца Джона Джеффриса (John Jeffries) с Грин-Стрит, Лондон (Green Street, London); финишировал Жан-Пьер на сей раз в Ингрессе, Кент (Ingress, Kent). Третий перелет – проделанный 7-го января 1785-го, опять-таки, в компании Джеффриса – стал первым полетом через Ла-Манш (English Channel); из Англии во Францию путешественники добрались за 2.5 часа, преодолев расстояние от замка Дувр (Dover Castle) до Гина (Guînes). Известно, что Бланшар получил весьма солидное вознаграждение от Людовика XVI (Louis XVI). Вторая попытка пересечь Ла-Манш по воздуху, проделанная Пилатром де Розье 15-го июня 1785-го, закончилась жуткой авиакатастрофой.
Некоторое время Бланшар путешествовал по Европе, демонстрируя свои воздушные шары. Именно Бланшар стал первым, записавшим на свой счет полеты воздушных шаров в Бельгии (Belgium), Германии (Germany), Нидерландах (Netherlands) и Польше (Poland). Среди мероприятий, на которых Жан-Пьеру доводилось показывать свои творения, особенно выделилась коронация императора Леопольда II (Leopold II) на трон короля Богемии (Bohemia) в Праге (Prague) в сентябре 1791-го.
В 1783-ем Себастьян Ленорман (Sébastien Lenormand) изобрел парашют в современном его виде; уже в 1785-ом Жан-Пьер Бланшар продемонстрировал изобретение своего соотечественника на практике, совершив прыжок из воздушного шара. Первым пользователем парашюта, правда, был не человек, а собака; впрочем, через некоторое время Бланшару довелось убедиться в эффективности изобретения на практике лично. В 1793-ем воздушный шар с горячим воздухом, на котором лете Жан-Пьер, лопнул – и изобретателю пришлось воспользоваться парашютом для спасения из этой неприятной ситуации. В дальнейшем парашют еще дорабатывался и улучшался; по большей части его старались сделать более компактным. Первые вариации делались из ткани на деревянной раме; позже Бланшар начал работать со сложенным шелком – оказавшимся весьма полезным ввиду своей прочности и легкости.
9-го января 1793-го Бланшар совершил первый полет на воздушном шаре в Америке. Жан-Пьер стартовал в тюремном дворике в Филадельфии, Пенсильвания (Philadelphia, Pennsylvania) и приземлился в Дептфорде, Глостер, Нью-Джерси (Deptford, Gloucester County, New Jersey). Одним из свидетелей его полета стал сам президент Джордж Вашингтон (George Washington); кроме того, среди зрителей присутствовал сразу целый ряд будущих президентов – Джон Адамс (John Adams), Томас Джефферсон (Thomas Jefferson), Джеймс Мэдисон (James Madison) и Джеймс Монро (James Monroe).
20-го февраля 1808-го Жан-Пьер Бланшар перенес сердечный приступ, находясь в корзине своего воздушного шара. Бланшар выпал из корзины и получил при падении весьма серьезные травмы; через год от этих травм он и умер. Вдова Бланшара, Софи (Sophie Blanchard), еще некоторое время зарабатывала на жизнь, работая с воздушными шарами, пока сама не стала их жертвой.