Популярные личности

Жан-Батист Кесслер

Голландский предприниматель и отец-основатель нефтекомпании 'Royal Dutch Shell'
На фото Жан-Батист Кесслер
Категория:
Дата рождения:
1853-12-15
Место рождения:
Батавия, Италия
Дата смерти:
1900-12-14
Место смерти:
Неаполь, Италия
Гражданство:
Италия
Читать новости про человека
Биография

Управляющий директор 'Royal Dutch'

Он в значительной степени ответственен за рост и развитие голландской нефтяной компании 'Royal Dutch Petroleum', ныне известной как 'Royal Dutch Shell'.


Жан-Батист Август Кесслер родился 15 декабря 1853-го в Батавии, Голландская Ост-Индия (Batavia, Dutch East Indies), в семье из 12 детей, четверо из которых умерли в младенчестве. Он стал управляющим директором 'Royal Dutch' практически с самого момента ее основания.

Янс Зейклер (Aeilko Jans Zijlker), первооснователь 'Royal Dutch', отказался от табачного бизнеса, переключившись на нефтяной, после того как волей случая обратил внимание на выходы маслянистой жидкости на поверхность. Однако в 1890-м он внезапно скончался от тропической болезни. Совет директоров обратился за помощью к Кесслеру, который пришел в ужас от того, насколько была запущена компания, но все же в свои 23 года бросил учебу в Университете Дельфта (Delft University) – и менее чем за год наладил поставку нефти.

Кесслер, прирожденный лидер с железной волей, буквально с нуля выстроил 'Royal Dutch', работая в сложных условиях на Суматре (Sumatra). Суровый климат, враждебные джунгли и неистребимая жесткая трава лаланг, набеги пиратов, тропические болезни, пожары и отсутствие геологических ноу-хау – все это сдабривалось финансовыми, нормативными и процессуальными трудностями. Компания, по словам Дж. Ф. Поли (J. Ph. Poley), выжила, в основном, благодаря руководству Кесслера.

После двухмесячного путешествия по морю, в октябре 1891-го Кесслер прибыл на Суматру, где обнаружил буровую в ужасном состоянии, но его упорство и умение чудесным образом находить новые кредиты сказались на общем подъеме духа его подчиненных, несмотря на то, что многие называли Жана-Батиста человеком трудным и вспыльчивым.

Отталкиваясь от информации, полученной из писем Кесслера его жене, Дэниэл Ергин (Daniel Yergin) в своей истории написал о трудностях, с которыми встретился самый смелый нефтедобытчик: 'Сердца, разделенные надвое; невежество, равнодушие, полуразрушенное состояние, беспорядок и сутяжничество очевидны во всем'. Кесслер писал своей жене: 'Если дела пойдут не так, моя работа и мое имя пропадут и, возможно, все мои жертвы и мои экстраординарные усилия будут задавлены в придачу еще и осуждением. Да оберегут меня небеса от всех невзгод'.

В пору нескончаемых дождей Кесслер искал место для бурения и прокладки трубопровода, в то время как через джунгли по рельсам прибыли паровые котлы. Буря прервала поставки риса, вызвав острую нехватку продовольствия. Само же бурение на начальном этапе давало скудные результаты. Кесслер, страдающий от лихорадки, работал денно и нощно, постоянно импровизируя с инструкциями наемникам и управлением всей операцией по нефтедобыче. С большим трудом Кесслер и его команда смогла достать материалы для постройки второй нефтяной вышки. К счастью, скважина зафонтанировала, и 28 февраля 1892-го первая нефть потекла по новой трубе на завод. Голландский флаг взмыл в небо.

Кесслер вернулся в Нидерланды (Netherlands), спустя почти девять месяцев после начала его 'инспекционной поездки', и сосредоточился на попытках обеспечить необходимое финансирование для его весьма неустойчивого предприятия. За два года добыча нефти резко сократилась, новый заведующий производством, находящийся на месте разработки, бросил компанию, оставив ее на грани банкротства. И тогда Кесслер снова прибыл на Суматру, чтобы сохранить 'Royal Dutch'. Он сказал: 'Я требую почти невозможного, но выбора нет; все ложится на мои плечи'. И в кризисный момент он увеличил добычу нефти в три раза за год. До 1895-го Кесслер оставался в Индонезии (Indonesia), прежде чем вновь отправился назад в Нидерланды, чтобы сосредоточиться на коммерческих вопросах.

Под его правлением компания возобновила выход основной продукции под маркой 'Crown Oil', наращивая перерабатывающие мощности. Был построен флот танкеров и несколько нефтебаз. В 1897-м 'Royal Dutch' увеличила свой капитал до 5 миллионов гульденов, тогда как в 1890-м уставной капитал составлял 1.3 миллиона гульденов, и выплатила дивиденды в размере 52%. Кесслер также отвечал за ведение переговоров с Маркусом Сэмюэлом (Marcus Samuel), важным специалистом по продажам нефтепродуктов в Лондоне (London). После слияния компаний 'Shell' и 'Royal Dutch' с некоторым запозданием, в 1907-м, 60% акций принадлежали 'Royal Dutch'. Даже могучая 'Standard Oil' обеспокоилась появлением такого нового сильного соперника в нефтяном бизнесе.

К несчастью, тяжелая работа в невыносимых условиях свела Кесслера в могилу за день до празднования его 47-летия. В 1898-м коллапс в нефтяной сфере вызвал стремительный спад добычи нефти. Кесслер получил концессию на новое месторождение нефти от местного короля Суматры и в 1900-м в последний раз вернулся в Голландскую Ост-Индию. По прибытию он заболел и через несколько дней телеграфировал в головной офис в Гааге (Hague), что ему нужно время для восстановления сил, и что он вернется назад следующим кораблем. Жан-Батист умер от сердечного приступа, когда его корабль остановился в порту в Неаполе (Naples), первой остановке после Суэцкого канала (Suez Canal).

После его смерти его заменил в 1901-м Генри Детердинг (Henri Deterding), который оказал весомое влияние на экономические и политические процессы во всем мире, возглавляя 'Royal Dutch Shell' до 1936-го.

У Кесслера и его жены Марго (Margo) было четыре сына и две дочери. Один из сыновей, Жан-Батист Август 'Гус' Кесслер-мл. (Jean Baptiste August 'Guus' Kessler Jr.), в конечном итоге, стал гендиректором 'Royal Dutch Shell' после отставки Детердинга. Старший сын, Гельдольф Адриан Кесслер (Geldolph Adriaan Kessler) также работал в компании, помогая сформировать и запустить сталепромышленную компанию 'Hoogovens'. Дольф Кесслер и его брат Боли Кесслер (Boelie Kessler) играли в футбол в составе голландской сборной.



Поделиться: