В своих произведениях (около 40 книг), как «Голос и явление» (1967) и «Грамматология» (наука о письме), Деррида утверждал примат письменности перед звучащим словом (логосом).
В Париже в возрасте 74 лет скончался от рака один из ведущих философов современности Жак Деррида (Jacques Derrida). Французский философ, литературовед и культуролог, интеллектуальный лидер «Парижской школы» (1980 - 1990-е).
В оригинальной философской концепции, известной как деконструктивизм, Деррида интерпретировал мотивы философских размышлений Гегеля, Ницше, Гуссерля, Фрейда, Хайдеггера и др. Он подвергал критике всю классическую западно-европейскую философскую традицию. Преодоление метафизики Деррида связывал с отысканием ее исторических истоков через посредство аналитического расчленения («деконструкции») понятий, составляющих основу онтологии, прежде всего - понятия бытия.
Будущий философ родился 15 июля 1930 г. в Эль-Биаре (El-Biar), недалеко от Алжира. В 1957 – 1959 гг. в качестве военнослужащего принимал участие в Алжирской войне. Преподавал в Сорбонне (1960 - 1964), Высшей Нормальной школе, Высшей школе социальных исследований (Париж) и нескольких американских университетах (например, Johns Hopkins University в Балтиморе). Организатор «Группы исследований в области философского образования», один из инициаторов создания Международного философского колледжа (1983).
Жак Деррида активно участвовал в кампании по защите прав иммигрантов во Франции, боролся с апартеидом в Южной Африке, выступал в защиту диссидентов в Чехословакии. В 1981 году, совместно с Жан-Пьером Вернаном (Jean-Pierre Vernant) и другими друзьями организовал в Чехословакии «Общество Яна Гуса» для помощи преследуемым властью чешским интеллектуалам. В 1990 г. вел семинары в Академии наук СССР и МГУ. Почетный доктор Кембриджского университета (1992). По мнению его оппонентов, Деррида в своих работах "отрицал различия между реальностью и литературой".
В своих произведениях (около 40 книг), как «Голос и явление» (1967) и «Грамматология» (наука о письме), Деррида утверждал примат письменности перед звучащим словом (логосом). Он выдвигал тезис о том, что в литературе, также как и в музыке, архитектуре и других искусствах, существуют разные уровни смыслов, которые не обязательно являются сознательным плодом усилий автора, и не всегда им осознаются.