Режиссер Зиновий Ройзман, снявший телесериал "Дронго" и 16-серийную мелодраму "Близнецы", премьера которой недавно состоялась на Первом канале, работает над новым многосерийным телефильмом "Охота на асфальте". С ним встретился наш корреспондент.
- Книга "Близнецы" Андрея Анисимова, который является вместе с вами соавтором сценария, одна из цикла, посвященного профессиональному сыщику Петру Ерожину, который был выпущен московскими издательствами в последние годы. Как у вас шло сотрудничество?
- Мы с Андреем Анисимовым хорошо знакомы уже
35 лет. В те годы в Ташкенте я был художественным руководителем объединения мультипликационных фильмов киностудии "Узбекфильм". Он же работал художником в Андижанском кукольном театре, который снимал у нас кукольный фильм. После этого наше знакомство продолжалось на протяжении многих лет.
Если
честно говорить, то, прочитав первый раз его книгу "Близнецы", я даже не думал снимать. А потом эта идея показалась заманчивой, но вначале в одной студии не вышло, потом вот получилось в продюсерском центре "Фаворит-Фильм". Там спросили, есть ли у меня что-то на примете? Я сказал, есть и дал почитат
ь "Близнецов". Им очень понравилось, и работа пошла.
Что же касается отношений с Андреем, то они по-прежнему прекрасные. Дело в том, что Андрей мне полностью доверял как соавтору сценария. По ходу съемок мне приходилось дописывать эпизоды, иногда не имея возможности согласовать их с ним. И все но
рмально. Самое главное - он очень доволен картиной. Ну, это и понятно, это у него первая работа в кино, а это как первый ребенок.
- А вы довольны?
- Режиссер редко бывает доволен до конца тем, что сделал. Поэтому оценкам им своей работы доверять особо не следует. Но, судя даже по откликам из
Украины, где сериал "Близнецы" демонстрировался по одному из телеканалов в конце прошлого года, картина понравилась зрителям. Как и в нынешнем рейтинге нашего Первого канала она заняла первое место. Как вы понимаете, учитывая, что в декабре украинскую аудиторию волновали серьезные политические проб
лемы, это говорит о многом.
Я же доволен в первую очередь тем, что во время съемок картины произошли встречи с людьми, от которых остались самые хорошие воспоминания. Это относится как к молодым актерам, так и актерам среднего и, скажем так, старшего поколения. Мне очень приятно было работать с
узбекскими, азербайджанскими и армянскими актерами, занятыми в "Близнецах". Так сложилась жизнь, что я их практически всех знал еще раньше, со времен Советского Союза, со всеми дружил. Тогда я мог со всеми этими людьми встречаться в любое время. И вот теперь это стало редкой возможностью, и приятно,
что она снова появилась благодаря "Близнецам". Действие картины по сюжету разворачивается в Новгороде, Питере, Ташкенте и Самарканде, поэтому я смог вновь приехать в Среднюю Азию. За это я также очень благодарен этой картине, которая позволила мне вернуться в дорогие сердцу места, где я проработал
больше 30 лет.
- Почему вы многие годы жили в Средней Азии и лишь в зрелом возрасте переехали в Москву?
- Родился я 1941 году в Одессе. Отец был на фронте, мы с матерью оказались в эвакуации в Средней Азии. Потом была Москва, снова Ташкент, где я окончил режиссерский факультет театрального и
нститута, работал на "Узбекфильме". Вначале это было мультипликационное кино, потом - художественное.
На излете Советского Союза я снял на "Узбекфильме" картину "Обратная сторона луны". Этот фильм был первым в Союзе на тему мафиозности в органах власти, я имею в виду не партийных, а милицейских.
Сначала его приняли очень хорошо, и все было прекрасно. Но тогда политические события развивались стремительно, и через некоторое время лидер республики Ислам Каримов назвал меня "врагом народа". Стало ясно, что работать в Ташкенте мне не дадут. Вот из-за этого я и уехал в 1992 году.
Что же каса
ется съемок сюжетов "Близнецов" в Узбекистане, то они прошли прекрасно, было нормальное деловое сотрудничество без всяких проблем. Но сейчас, во время показа сериала по узбекскому телевидению, у властей возникло неудовольствие оттого, что в нем сотрудники правоохранительных органов изображены далеко
не ангелами, и трансляция "Близнецов" была прервана. Это очень обидно для нас.
Возвращаясь же к моему вынужденному отъезду из Средней Азии, хорошо, что перед этим моя мать, которая жила в Москве, подарила мне свою малогабаритную квартирку. Это счастье, что у меня есть свой угол. Вот в нем мы и
живем сейчас с женой в Москве.
- После Ташкента вы работали на дубляже на НТВ?
- Да, но до этого я проработал два года грузчиком на Северном рынке столицы, и думать забыл о кино. Вообще же, я считаю, мне очень помогли Бог и хорошие люди. Я начал работать режиссером на дубляже фильмов на НТВ.
Такие же замечательные люди пригласили меня на Первый канал, где я в конце 90-х годов сделал огромный проект "Чехов и Ко". В тридцати короткометражных фильмах были заняты все звезды МХАТа. В них, кстати, свои последние роли в кино сыграли Олег Ефремов и Елена Майорова, жизнь которой так трагически
оборвалась.
После этого я снял многосерийный остросюжетный сериал "Дронго", который не так давно прошел по каналу НТВ. И вот теперь на Первом канале - "Близнецы".
- Постановку этой картины вы закончили в прошлом году. Над чем вы работаете сейчас?
- Заканчиваю многосерийный фильм по сценари
ю Эдуарда Володарского "Охота на асфальте". Практически всю эту картину мы сняли в Переславле-Залесском. Это уже другого характера кино, жесткая картина, можно сказать триллер, где одни люди охотятся на других. Планируется, что "Охота на асфальте" пойдет также по Первому каналу.
В компании "Фавор
ит-Фильм" сейчас идет работа над несколькими картинами для телевидения. Завершается монтаж 4-серийного остросюжетного телефильма "Пуля - дура", который снимает режиссер Валерий Чиков, известный зрителям по популярным картинам "Не валяй дурака..." и "Не послать ли нам гонца". В главной роли выступил