Очаровательная Роза Рихтер была в свое время очень известной циркачкой; славу Розе принесло не только её личное обаяние – красавица прославилась в том числе и благодаря рискованности исполняемого ею трюка. Опытный канатоходец и акробат, Роза более всего известна, как одна из первых 'живых пушечных ядер' в истории мирового цирка.
Роза Рихтер, более известная под псевдонимом Зазель – цирковая артистка, одна из первых 'живых пушечных ядер'.
Родилась Роза в Англии; уже подростком она активно занималась акробатикой и хождением по канату. В 1877-ом Рихтер впервые использовали в качестве живого снаряда для выстрела из пушки; дебютировала Рихтер с устройством работы самого Великого Фарини (Great Farini) – изобретателя нового аттракциона. Состоялся дебют 2-го апреля 1877-го. На глазах у восхищенных зрителей 16-летняя англичанка опустилась в пушку, откуда с громким взрывом и на немалой скорости вылетела. Пролетев порядка 70 футов над головами у восхищенных зрителей, Рихтер вполне удачно приземлилась – ознаменовав тем самым рождение принципиально нового циркового трюка.
К выбору исполнительницы Уильям Леонард Хант (William Leonard Hunt) – так при рождении был наречен Великий Фарани – подошел весьма ответственно; очаровательная Зазель была куда более крепким орешком, чем мог предположить незнакомый с ней человек. Опыт занятий акробатикой и канатоходчества обеспечили Розе впечатляющую спортивную форму; Рихтер была не только чрезвычайно красива, но и на удивление сильна для своих не особо впечатляющих габаритов. Красота Розы органично контрастировала
с опасностью трюка; этот гремучий коктейль и далее привлекал к новому номеру внимание публики.
При всей своей зрелищности аттракцион оставался весьма и весьма опасным; как минимум 30 артистов, исполнявших этот трюк, погибли – по большей части, не попав в сетку. Конечно, определенные меры безопасности предпринимались, да и в целом трюк чуточку менее опасен, чем может показаться на первый взгляд; так, по сути ни о каком настоящем выстреле в этом номере речи не идет – небольшое облачко от порохового взрыва служит чисто для декоративных целей, тогда как запуск 'живого ядра' осуществляется с помощью специального пружинного устройства.
В 1880-ом Рихтер приехал в Штаты; здесь она выступала в цирке самого Барнума (P.T. Barnum). Цирковые представления этой труппы пользовались традиционно большой популярностью; Рихтер на фоне известных коллег ничуть не потерялась – её аттракцион был настолько популярен, что конкуренты начали его воровать практически на регулярной основе. Кралась не только основная идея аттракциона и подход к созданию 'пушечного' устройства Фарини; особо хитрые конкуренты заимствовали у Рихтер даже само её сценическое имя, 'Зазель'.
На пике своей карьеры Рихтер зарабатывала в неделю порядка 200 фунтов; новы
е выступления – как на территории США, так и в Англии – собирали немалые толпы. Нередко полюбоваться на Зазель приходило по 20 000 человек в день. Выстрел человека из пушки еще долго оставался одним из самых опасных воздушных акробатических номеров в копилке циркачей того времени; главная проблема заключалась в том, что само 'ядро' контролировать свой полет практически не могло. В других номерах успех выступающего зависел в первую очередь от его собственных талантов и подготовки; здесь же все решали математика, физика и, в немалой степени, удача. Пушки дорабатывались и улучшались, однако номер все еще оставался весьма опасным.
Конец цирковой карьеры Рихтер описывается по-разному в разных источниках. Одни говорят, что долго в качестве живого пушечного ядра Роза не продержалась; в конечном итоге она решила бросить этот номер и переключилась на прогулки по канату. По жестокой иронии судьбы, именно хождение по канату и стоило ей серьезных проблем со здоровьем; неудачно упав с высоты в 1891-ом, Рихтер повредила себе спину, после чего и была вынуждена уйти на покой. Согласно другим источникам, спину Роза повредила во время очередного выстрела; как и многие другие её коллеги, Рихтер пострадала из-за неудачной траектории.