Работать Йозеф устроился авиаинженером, в период 1961-67 он работал в Праге и Братиславе (Bratislava), а свободное время он по-прежнему посвящал фотографии. Именно тогда он начал делать свои снимки в пражском театре Theatre Behind the Gate. Тогда же он начал фотографировать цыган, и именно эти снимки Куделки неизменно оказывались самыми колоритными. Сначала он снимал только словацких цыган, а в 1968-м он проделал весьма интересную работу в Румынии (Romania) и других европейских странах.
Йозеф Куделка (Josef Koudelka) родился в 1938 году в местечке Босковице в Моравии (Boskovice, Moravia). С самого детства Йозеф увлекся фотографий, делая свои первые снимки бакелитовой камерой 6х6. Позже была учеба в Чешском техническом университете в Праге (Czech Technical University in Prague), специализацией Куделки, увы, была не фотография, и в 1961 году он получил диплом инженера.
Работать Йозеф устроился авиаинженером, в период 1961-67 он работал в Праге и Братиславе (Bratislava), а свободное время он по-прежнему посвящал фотографии. Именно тогда он начал делать свои снимки в пражском театре Theatre Behind the Gate. Тогда же он начал фотографировать цыган, и именно эти снимки Куделки неизменно оказывались самыми колоритными. Сначала он снимал только словацких цыган, а в 1968-м он проделал весьма интересную работу в Румынии (Romania) и других европейских странах.
В 1967-м именно цыгане стали темой его первой выставки.
Примечательно, что цыгане, их быт, персонажи и колорит, окружавший их в целом, всегда являлись интересным и ценным материалом для художников. Так, именно цыган до Куделки снимали такие фотографы, как Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson), Андре Кертеш (Andre Kertesz), Роберт Франк (Robert Frank), а, кроме того, цыгане стали одной из любимых тем культового режиссера Эмира Кустурицы (Emir Kusturica).
Так, по признанию самого Куделки, начав работать над 'цыганской' темой, он просто не мог остановиться. Кстати, к концу 1960-х Куделка уже принял окончательное решение перестать быть инженером и быть профессиональным фотографом.
Его 'цыганские' фотографии не перегружены социальными проблемами, они не несут в себе никаких политических аспектов или протестов, фотографии Куделки – это искусство в его чистом виде.
Впрочем, в конце лета 1968 года, когда он едва вернулся в Чехословакию после поездки по Европе, Йозеф стал свидетелем весьма драматических политических событий. Так, Куделка снимал советские танки на улицах Праги, и этот момент настолько увлек его как фотографа, что он попросту совершенно забыл об опасности. Позже те, кто видел его с камерой в руках в эти драматические часы, назвали его 'безумцем', 'маньяком' и 'одержимым'. Так, он влезал на танки, фотографируя все подряд, и позже он признался, что совсем не думал о том, что это опасно – он попросту 'забыл бояться'.
Снимки Куделки были контрабандным путем переправлены в 'The Sunday Times', автором значился П.Ф., Пражский Фотограф (P. P., Prague Photographer). В тот период Йозеф не мог назвать своего имени – он опасался расправы. Кстати, в то время он уже значился фотографом в штате крупного агентства 'Magnum Photos'.
В 1969-м анонимный чешский фотограф был награжден Золотой медалью Роберта Капы (Robert Capa Gold Medal).
Через год он сумел получить рабочую визу в Великобританию, где попросил политического убежища.
Авторство свое Йозеф Куделка признал лишь спустя 16 лет, и тогда его снимки конца 1960-х годов еще раз принесли ему мировую известность.
В 1980-х Куделка переехал жить во Францию (France), где он продолжал фотографировать.
На родине в Чехословакии ему впервые после бегства удалось побывать лишь в 1991 году.
Работы Йозефа Куделки завоевали большое количество наград и премий, вроде французских наград 'Prix Nadar' (1978) и Grand Prix Henri Cartier-Bresson (1991), британской British Arts Council Grant (1976), американской Cornell Capa Infinity Award (2004), шведской Erna and Victor Hasselblad Foundation Photography Prize, и чехословацкой премии Award by Union of Czechoslovakian Artists.
Фотоработы Йозефа Куделки выставлялись по всему миру, в том числе в Музее современного искусства (Museum of Modern Art) и Международном центре фотографии (International Center of Photography) в Нью-Йорке (New York), в лондонской галерее Hayward Gallery, в Музее современного искусства в Амстердаме (Stedelijk Museum of Modern Art) и в галерее Palais de Tokyo в Париже.
Йозеф Куделка продолжает работать и сегодня, он много путешествует по миру, доказывая самому себе неверность сказанной им когда-то фразы, что любой фотограф 'выдыхается' к сорока годам.
Он живет то в Праге, то в Париже; известно, что у фотографа есть две дочери и сын.