Основаны 'Young Marble Giants' были в 1978-м; в оригинальный состав входили музыканты Филип (Philip) и Стюарт Моксхэмы (Stuart Moxham) и вокалистка Элисон Стэттон (Alison Statton).
Большую часть песен группы написал Стюарт Моксхэм; тексты его запомнились многим обманчивой простотой, сыгравшей немалую роль в дальнейшем успехе коллектива. Необычное – местами даже безумное – сочетание бас-гитары Филипа, ритм-гитары Стюарта, электрического органа и изящно вплетающегося в эту мелодию голоса Стэттон воздействовали на публику действительно необычным образом; успех группа снискала просто невероятный. Известно, что легендарную свою гитару 'Rickenbacker 425' Стюарт купил на деньги своей подруги Венди Смит (Wendy Smith); кстати, именно Венди – изучавшая искусство в Кардиффе (Cardiff) и Ноттингеме (Nottingham) – разрабатывала обложки для синглов и альбомов других проектов Моксхэма, 'Weekend' и 'The Gist'. Смит также довольно активно гастролировала вместе с группой – в том числе по Штатам; выступала она, помимо прочего, в качестве штатного фотографа группы.
Когда-то в группе было четыре участника; четвертым был кузен Моксхэмов, Питер Джойс (Peter Joyce). Питер был инженером по образованию и настоящим богом электроники по призванию; даже свой синтезатор он сделал собственными руками. Синтезатор этот представлял из себя небольшую – и чрезвычайно чувствительную – клавиатуру, приделанную к 'дипломату' разного рода электронных схем. Пригодилось в работе 'Young Marbles Giant' и другое творение Питера – самодельная драм-машина; кстати говоря, первую настоящую программируемую драм-машину компания 'Roland' выпустила лишь в 1979-м. Музыканты вообще довольно активно интересовались разного рода необычными спецэффектами; по современным меркам эти спецэффекты выглядят довольно примитивно, однако по тем временам они являлись настоящими инновациями.
Первая виниловая пластинка группы – LP-сборник 'Is The War Over?' – вышла под эгидой кардиффского лейбла 'Z Block Records' в октябре 1979-го. Позже группа подписала контракт с независимым британским лейблом 'Rough Trade Records'; под новым руководством музыканты выпустили два EP – 'Final Day' и 'Testcard' – и альбом 'Colossal Youth'.
Музыканты довольно активно гастролировали по Европе и США; выступать им доводилось в Сан-Франциско (San Francisco) и Ванкувере (Vancouver), Нью-Йорке (New York) и Берлине (Berlin); нередко компанию им составляли другие коллективы, вроде 'Cabaret Voltaire'.
Вдохновение группа черпала в творчестве Брайана Ино (Eno), 'Kraftwerk', Нила Янга (Neil Young), Лу Рида (Lou Reed), 'The Velvet Underground', 'Roxy Music' и Дэвида Боуи (David Bowie). Творчество самих 'Young Marble Giants' также вдохновило немало известных в будущем музыкантов; так, композиции валлийского трио активно слушали 'Scritti Politti', лидер кардиффской же группы 'Green Gartside' и сам Курт Кобейн (Kurt Cobain).
После распада 'YMG' в 1980-м Стюарт Моксхэм создал команду 'The Gist'; их композиция 'Love at First Sight' легла в основу сделанного французским поп-певцом Этьеном Дао (Étienne Daho) кавера 'Paris, Le Flore'. Позже Стюарт попал в довольно серьезную мотокатастрофу и на некоторое время был вынужден переключиться на звукозапись в домашних условиях.
Элисон Стэттон вместе с валлийским гитаристом Спайком (Spike) и Саймоном Эммерсоном (Simon Emmerson) создали группу 'Weekend'; на басу, кстати, у них играл Филип Моксхэм.