Современники утвеждали, что Фунакоси Йоситака был великим каратистом, хорошо владел искусством боя длинным шестом бо. Он был бойцом по натуре и имел 3-й дан дзюдо. "Молодой учитель (так называли Йоситаку ученики) действительно был гениальным человеком. Со стороны он казался коренастым здоровяком, но тело у него было невероятно мягкое, гибкое и очень быстрое. У него были фантастические удары ногами, особенно йоко-гери", - рассказывает сэнсэй Окано.
Йоситака Фунакоси - (1907-1945). Третий сын Гитина Фунакоси. Мастер, стоявший у истоков каратэ Сетокан.
Йоситака с детства рос довольно хилым и болезненным ребенком, а в двенадцать лет врачи обнаружили у него туберкулез и вынесли жестокий приговор: юноша не доживет и до двадцати.
Но Йоситака решил не смиряться с выводами врачей и активно принялся за тренировки, он учился у своего отца, у других окинавских мастеров, оттачивая удары день и ночь. Долгие часы он проводил за дыхательными упражнениями и в медитации, регулируя сознание. Правда, до конца жизни он так и не смог победить болезнь, которая даже сейчас является трудноизлечимой, но все же прожил втрое больше срока, отведенного ему врачами. Это был поистине удивительный человек, сила воли которого восхищала даже опытных бойцов.
В 40-х годах, когда Фунакоси Гитин, в силу преклонного возраста, уже не проводил тренировки лично, Йоситака фактически исполнял роль старшего инструктора и управлял додзе, отец видел в нем своего приемника.
Современники утвеждали, что Фунакоси Йоситака был великим каратистом, хорошо владел искусством боя длинным шестом бо. Он был бойцом по натуре и имел 3-й дан дзюдо. "Молодой учитель (так называли Йоситаку ученики) действительно был гениальным человеком. Со стороны он казался коренастым здоровяком, но тело у него было невероятно мягкое, гибкое и очень быстрое. У него были фантастические удары ногами, особенно йоко-гери", - рассказывает сэнсэй Окано.
Йоситака Фунакоси ввел в технику Сетокана удары с дальней дистанции и технику стремительных входов с длинных дистанций (cури аси), эффектные удары ногами в верхний уровень: маваси дзедан, ура-маваси-дзедан, йоко тоби-гири, технику боя основанную на стойке фудо-дачи, с применением тейшо. Как полагают, именно Гиго ввел и правило разворота в бедрах в положение ханми (положение боком к противнику), при проведении ударов и блоков руками. Высокие, короткие стойки дзэнкуцу-дати, которые использовал Фунакоши Гитин, он заменил на длинные и низкие. Такие стойки требовали гораздо большей силы и выносливости ног, и их введение по новому поставило вопрос об уровне физической подготовленности каратистов.
Вообще физической подготовке и кондиции Фунакоси Гиго придавал колоссальное значение. Сэнсэй Окано рассказывает, например, что, наряду с такими основными элементами тpeнировки как ката и интенсивная отработка базовой техники, в зале Сетокан много времени отводилось на упражнения в набивке рук (котэ-китаэ), во время которых один партнер наносил другому удары, а второй отбивал их жесткими блоками. Тренировки в котэ-китаэ были столь яростными, что, по его словам, "по пути домой все окунали руки в пожарные цистерны с холодной водой и, только охладив их, расходились".
Огромные изменения, по-видимому, именно с его подачи, произошли и в ката. Во всяком случае, некоторые ката современного Сетокан разительно отличаются от всех окинавских вариантов и вариантов других японских школ каратэ. Сэнсэй Окано утверждает, что Гиго, оценивая исполнение ката своим состарившимся отцом, который выполнял все движения неторопливо и величаво, не раз говорил ученикам, что, с точки зрения практической целесообразности, "исполнять ката так, как это делает мой отец, нельзя".
В то время как Фунакоши Гитин делал акцент на практике ката, Гиго начал активно разрабатывать различные виды учебного спарринга - кумитэ.
Как полагают, раньше всего Гиго ввел гохон кумитэ - обусловленный учебный бой с перемещениями на 5 шагов. Возможно, эту методику он позаимствовал из кэндо, которое изучал под присмотром выдающегося мастера того времени Накаяма Хакудо. В 1933 году к числу тренировочных методов добавились - кихон иппон кумитэ - обусловленный учебный бой с одной атакой, а за ним и дзию иппон кумитэ - свободный учебный бой с использованием одной атаки, который практиковался не только стоя на месте, но и в перемещениях. Гиго больше всего любил именно этот вид тренировки.
Введение этих методов вдохновило Фунакоши Гитина на разработку Небесного ката - Тэн-но ката, которое состоит из 2-х частей - части, исполняемой индивидуально, и части, исполняемой в виде серии кихон иппон кумитэ с партнером. Наконец, в 1935 году, Фунакоши Гиго завершил разработку методики учебных спаррингов введением в обиход дзию кумитэ - свободных учебных боев. Надо сказать, что Фунакоши Гитин до конца своих дней в высшей степени отрицательно относился к вольным поединкам, в то время как Гиго их всемерно поощрял.
В 1936 г Фунакоси Гитин опубликовал книгу "Каратэ-до кехан", в которой представил все эти новшества, включая изменения в ката. Фактически, публикацию этой книги можно рассматривать как декларацию о рождении японского каратэ, лишь отдаленно напоминающего свой окинавский прототип, и основную роль в его создании сыграл именно Фунакоси Гиго. В базовой технике остались ката его личной разработки - Тайкеку.
Практически, это он и Накаяма заложили основы техники современного кумитэ Сетокан, которая используется до сих пор.