Популярные личности

Йос Стеллинг

Нидерландский кинорежиссёр и сценарист
На фото Йос Стеллинг
Категория:
Дата рождения:
1945-07-16
Место рождения:
Утрехт, Нидерланды
Гражданство:
Нидерланды
Читать новости про человека
Биография

Кино – это рай

Кино Нидерландов, впрочем, как и всей Северной Европы, сильно отличается от российского и голливудского. Даже те режиссеры, которые долгое время работают за океаном (например Пол Верховен) не потеряли индивидуальности и снимают в своем характерном стиле. Что уж говорить о Йосе Стеллинге, которого, пожалуй, можно назвать 'самым голландским кинорежиссером'. Его творчество уже давно известно мировому киносообществу, а недавно Стеллинг стал популярен и у нас – благодаря фильму 'Душка', главную роль в котором исполнил российский актер Сергей Маковецкий.


Детство и юность

Йос Стеллинг появился на свет в Утрехте 16 июля 1945 года, в простой семье. Его отец был пекарем и каждый день на своем велосипеде развозил по улицам города хлеб. Йос рос обычным парнем: ходил в школу, бегал во дворе с мальчишками. В девять лет он нашел 35-миллиметровую пленку, слипшуюся в воде, и положил в свою коробку, которую везде таскал с собой. Йос никому не показывал пленку, а если кто-нибудь интересовался содержимым, он начинал рассказывать истории 'из коробки'.

В школе, где учился Стеллинг, каждое воскресенье показывали картины итальянских режиссеров – Росселини, Де Сика и других. Постепенно Йос увлекся кино и именно итальянские мастера в дальнейшем оказали влияние на его творчество.

Повзрослев, Стеллинг решил выучиться на кинорежиссера, но в Голландии на тот момент не было ни одной киношколы. Тогда он решил заняться самообразованием и начал изучать историю кино.

Начало карьеры

Йос Стеллинг во что бы то ни стало решил снять фильм, хотя кроме сценария и огромного желания, у него ничего не было. Молодой кинематографист пригласил в качестве актеров и массовки своих друзей. Так как у Йоса не было денег, он оплачивал работу… точками. Как вспоминает режиссер, оператору и актеру, который играл главную роль, он платил в час четыре точки, а массовке одну. Так появилась первая полнометражная картина Стеллинга 'Марикен из Неймегена' (1974), которая неожиданно для всех была отобрана в основную программу Каннского кинофестиваля. Фильм полностью

окупился в прокате и привлек к себе внимание публики.

Убедившись в том, что снимать кино можно с минимальным бюджетом, Стеллинг решил сделать свою следующую работу по той же схеме. Однако картина 'Элкерлик' (1975) успеха у публики не имела.

Фильм 'Рембрандт. Портрет 1669', который вышел на экраны в 1977 году, уже имел солидный бюджет и был снят с профессиональными актерами. Картина, рассказывающая о последних годах жизни известного голландского художника, была тепло принята критиками и получила несколько кинопремий.

Мировая известность

Всеобщее признание Йос Стеллинг получил после выхода фильма 'Иллюзионист' (1983). В картине отсутствовали диалоги, зато большое значение придавалось цвету и музыке. Этих принципов Йос Стеллинг будет придерживаться почти во всех своих работах. По мнению режиссера, в кино не уместны 'говорящие головы', так как оно ближе к музыке, чем к литературе. Диалоги всегда рассудочны, потому что они апеллируют к разуму, а кинорежиссер, создавая фильмы, должен идти от сердца, то есть следовать музыке. На Нидерландском кинофестивале 'Иллюзионист' получил 'Золотого теленка' за 'лучший фильм', а критики отметили необычный, оригинальный стиль Йоса Стеллинга.

Следующие два фильма Стеллинга, по мнению большинства киноведов, входят в сотню лучших картин за всю историю кино. 'Стрелочник' (1986) и по структуре, и по содержанию был похож на предыдущую работу режиссера 'Иллюзионист'. В картине, основанной на новелле Жана-Поля Франссенса, рассказывается

о стрелочнике, который живет на разъезде железной дороги. Он всю жизнь прожил в одиночестве, и когда однажды у него поселяется заблудившаяся пассажирка, его мир рушится. История взаимоотношений между стрелочником и женщиной была рассказана с такой тонкостью, что картина имела огромный успех у кинокритиков, а также получила специальное упоминание на Венецианском фестивале.

В 1995 году вышел 'Летучий голландец' – вершина творчества Йоса Стеллинга. Он отличался от предыдущих работ масштабностью, большим количеством персонажей и диалогов, но так же, как и в 'Стрелочнике', в фильме раскрывалась тема одиночества. К слову, она лейтмотивом проходит через все работы режиссера, даже поздние. Стеллинг и сам неоднократно говорил, что он всю жизнь снимает одну картину. 'Летучий голландец' был номинирован на 'Золотого льва' Венецианского кинофестиваля, а некоторые критики воздвигли картину в ранг культовой.

Последние работы

В 1999 году вышел фильм 'Ни поездов, ни самолетов', который приобрел популярность у зрительской аудитории. В картине появляется больше развернутых диалогов, хотя слова здесь не имеют влияния на основную мысль. На самом деле, режиссерские 'штучки' никуда не делись: это и гротескные персонажи с яркими характерами, и особая музыка, и насыщенные цвета. Некоторые критики идентифицировали фильм как комедию абсурда, и это наиболее подходящее название для этой необычной истории.

Следующий фильм Стеллинга 'Душка' вышел на экраны в 2007 году. Картина была поставлен

а совместными усилиями Нидерландов, Бельгии, России и Украины, а в главной роли снялся российский актер Сергей Маковецкий. Эта теплая, душевная история имела большой успех, особенно в странах СНГ, так как в картине было задействовано много российских и украинских актеров. Во второстепенных ролях появились Оксана Филоненко, Николай Луценко, Валерий Демченко, Борис Харитонов, Руслана Писанка. Но главным открытием, конечно же, стал Сергей Маковецкий, который блестяще сыграл Душку. Картина была выдвинута на несколько кинопремий и номинирована на приз Европейской киноакадемии.

На этом сотрудничество с Россией не закончилось. В 2012 году Стеллинг поставил фильм 'Девушка и смерть', который назвал 'поклоном русской литературе'. В этом гимне трагической любви режиссер сумел отразить терзания русской души и увековечить культуру XIX века, которая, по мнению режиссера, должна быть предметом гордости для России. Фильм был встречен российской публикой неоднозначно. Некоторые хвалили нидерландского мэтра, а некоторые говорили, что Стеллинг повторяется, и эту историю они уже где-то видели.

На сегодня это последняя картина режиссера. О своих планах на будущее Стеллинг не говорит, однако зная, с какой скоростью он снимает кино, можно предположить, что новый фильм голландца мы увидим не скоро. Основной доход Стеллинг получает с принадлежащих ему кафе и кинотеатров, так как большинство его фильмов не имеют коммерческого успеха. 'Кино – это не работа, - говорит режиссер. - Кино – это рай'



Поделиться: