Американцы Yo La Tengo из тех групп, которые как будто специально созданы для обожания критиков. Рискованный эклектизм, вызывающая независимость и ненасытные творческие амбиции - музыкальным критикам этого вполне достаточно, чтобы осыпать команду похвалами, переходящими в дифирамбы.
Фронтмен группы Айра Каплан (Ira Kaplan) хорошо знает всю эту кухню изнутри - одно время он работал музыкальным журналистом, прежде чем нашел свое призвание на артистическом поприще. Но специальной цели кому-то понравиться у Yo La Tengo не было даже в мыслях. Команда с энтузиазмом бросалась из одной крайности в другую - от напористого рока до сладкого мелодичного попа, нагружая свои записи в равных пропорциях хладнокровным расчетом и беззаботным энтузиазмом. Плодовитые и сверхактивные, Yo La Tengo в конце концов переплавили мириады влияний в уютный инди-саунд, позволивший им "прописаться" в инди-коммуне.
Загадочное название Yo La Tengo объясняется просто: так звучит по-испански крик бейсболистов на дальнем конце поля: "Я взял его!" (мяч то есть). Двадцать лет назад, в далеком 1984 году, житель города Хобокен, штат Нью-Джерси, вокалист и гитарист Айра Каплан выбрал такое имя для своей новосозданной группы. Это был семейный подряд: напарницей Айры стала его жена Джорджия Хабли (Georgia Hubley), барабанщица и вокалистка. До того как пуститься в авантюру под названием Yo La Tengo, Каплан, как уже было сказано, успел поработать музыкальным журналистом, печатался в том числе на страницах "Spin" и "New York Rocker", провел множество концертов начинающих рокеров, а в 84-му году в составе разных групп играл в известном хобокенском клубе "Maxwells". К середине 80-х это был одержимый музыкой индивидуум, который начал собирать свою фонотеку еще в девять лет: первая купленная им пластинкой была "Machine Head" Deep Purple, потом появилась "Toys in the Attic" Aerosmith. Его жена Джорджия, которая кроме музыки занималась также анимацией и как раз готовила мультипликационный фильм, составила ему компанию. Они репетировали в подвале клуба, играя каверы любимых артистов.
Каплан и Хабли составили пространное объявление в поисках единомышленников, которые разделили бы их увлечение группами Soft Boys, Mission of Burma и Love с Артуром Ли (Arthur Lee) во главе. Объявление, ставшее уже легендарным в рок-кругах, появилось в журнале "Village Voice". Желающих нашлось немало, но никто из проходивших прослушивание лид-гитаристов и басистов надолго в группе не задерживался. Yo La Tengo уже записали сингл "The River of Water", изданный вместе с кавером песни Love "A House Is Not a Motel" в конце 1985 года, а постоянный состав сформировать все еще не удавалось. Только незадолго до начала студийных сессий по подготовке полноформатного дебюта команда приняла в свои ряды двух новых участников: гитариста Дэйва Скрамма (Dave Schramm) и басиста Майка Льюиса (Mike Lewis). Они записывали гитарные партии для первого студийного релиза Yo La Tengo "Ride the Tiger", который появился в 1986 году. Запись продюсировал Клинт Конли (Clint Conley), бывший бас-гитарист их любимой команды Mission of Burma. "Группа скромных фольк-рокеров", как называл свой коллектив Айра Каплан, представила на альбоме интересную версию трека Рэя Дэвиса (Ray Davies, вокалист The Kinks) "Big Sky". Как только альбом "Ride the Tiger" увидел свет, оба новобранца, Скрамм и Льюис, решили поискать удачи в другом месте.
Обязанности лид-гитариста пришлось взять на себя фронтмену команды, занявшему с этих пор позицию абсолютного лидера. Готовясь к записи второго альбома "New Wave Hot Dogs", Yo La Tengo воспользовались услугами басиста Стивена Вишневски (Stephen Wichnewski). Музыканты нашли гораздо более уверенное выражения своим идеям, а заодно воспользовались шансом еще раз признаться в любви Velvet Underground. Во-первых, в трек-лист альбома они включили кавер-версию "It's Alright (The Way That You Live)" Velvet Underground. Во-вторых, вдумчивая вокальная манера Айры Каплана, его полуречитатив, да и его гитарная техника так и напрашивались на сравнение с Лу Ридом (Lou Reed, вокалист Velvet Underground). В-третьих, крепкие, ровные партии ударных, находившихся в ведении Джорджии Хабли, ее вкрадчивый бэк-вокал приводили на память мастерицу своего дела Морин Такер (Maureen Tucker), барабанщицу Velvet Underground. Каплан так никогда и не стал выдающимся гитаристом, но его всегда выручал энтузиазм и чувство музыкальной фактуры. "New Wave Hot Dogs" был огромным качественным скачком вперед по сравнению с дебютной попыткой.
Штатный бас-гитарист еще долгое время оставался для команды постоянной головной болью. Для записи третьего лонг-плея "President Yo La Tengo" в 1989 году они пригласили сессионного басиста Джина Хлодера (Gene Holder), который выполнял и функции продюсера. Альбом открывался впечатляющей композицией "Barnaby, Hardly Working", наполненной визгом и криками. Словно под лучами прожектора высветился характерный "шизофренический" саунд Yo La Tengo, наиболее откровенно проиллюстрированный двумя вариантами трека "The Evil That Men Do": одна очень оживленная и капризная версия с вокалом, вторая - витиеватая инструменталка. "President Yo La Tengo" - это еще один шаг вперед в реализации смелых творческих амбиций и музыкальных экспериментов, новый уровень исполнительского мастерства и качества саунда.
Дэйв Скрамм вернулся в команду, чтобы записать четвертый альбом "Fakebook" (1990). Акустическое путешествие по территории фольк-рока, которое предпринял Каплан, перезаписав знаковые для него песни других артистов, воссоздает "генеалогическое древо" Yo La Tengo, обнаруживает их истоки и точки опоры. Со вкусом подобранная коллекция в основном минорных композиций включала вещи самые разные - от забытых самородков ("Oklahoma U.S.A." группы Kinks, "You Tore Me Down" Flamin' Groovies, "Tried So Hard" из репертуара Джина Кларка) до абсолютно никому неизвестных записей (например, "The One to Cry" группы Escorts или "Yellow Sarong", впервые исполненной Scene Is Now). Несколько оригинальных новых вещей были разбавлены перезаписанными версиями собственных песен Yo La Tengo ("Barnaby, Hardly Working" и "Did I Tell You?").
Огромным везением для команды стало появление в штате нового бас-гитариста Джеймса МакНью (James McNew), который пришел в 1991 году, имея за плечами опыт игры в группе Christmas. 22-летний МакНью согласился помочь им в американском, а потом и в европейском туре и вот уже 13 лет не расстается с Yo La Tengo. Записанный с его участием ЕР "That Is Yo La Tengo" предварял выход нового студийного лонг-плея "May I Sing With Me" (1992 год). Альбом включал символичную девятиминутную сагу "Mushroom Cloud of Hiss" и широко использовал импровизацию, пускаясь в необязательные, но красивые мелодичные пассажи ("Detouring America With Horns") или заразительный инди-поп. По традиции, его продюсированием занимался Джин Холдер.
Наладив отношения с новым лейблом Matador, музыканты вскоре занялись подготовкой диска "Painful", изданного в 1993 году. Творческая эволюция привела команду к расширению звуковой палитры, освоению новых технических приемов и поиску свежих источников вдохновения. Альбом "Painful", со своим изменчивым настроением и многослойной атмосферой, тяготеющей к дрим-попу, представил в том числе и две радикально непохожие версии композиции "Big Day Coming". В первом варианте ведущую роль играл орган, настраивавший на минорный лад, во втором все определяли резкие, дразнящие гитары.
Студийная попытка 1995 года "Electr-O-Pura", как и ее предшественница, никак не укладывалась в узкие рамки какого-то одного жанра. Команда не терпела стилистических ограничений, предпочитая двигаться зигзагом от аллюзий на тему "британского вторжения" ("Tom Courtenay") до ненавязчивого фолька ("Pablo and Andrea" в исполнении Хабли), пускаясь по дороге в инструментальные эксперименты ("Decora"). Стоит отметить, что композиция "Tom Courtenay" была одной из наиболее симпатичных и изящно саранжированных поп-мелодий в их карьере.
Через год поклонники группы держали в руках компиляцию на двух CD "Genius + Love = Yo La Tengo" (1996). Издание, не лишнее для понимания всей творческой эволюции Yo La Tengo: би-сайды, редкие синглы, неопубликованный материал, треки, входившие в разные сборники и компиляции.
Yo La Tengo с момента появления столько раз сравнивали с Velvet Underground, что было вполне логично пригласить их на эпизодическую роль в фильме "I Shot Andy Warhol", где музыканты перевоплотились в своих кумиров. Саундтрек тоже не обошелся без их участия - они записали композицию "Demons".
С начала 90-х, особенно после прихода бас-гитариста Джеймса МакНью, гастрольная активность Yo La Tengo начала набирать обороты. Одним из самых удачных выступлений трио считает свой сет на фестивале Lollapalooza в 1995 году, где они к тому же подружились с Sonic Youth и Coolio. Расширяя географию поездок (Великобритания-Германия-Испания-Франция) и общаясь с многочисленными коллегами по цеху, они и сами чувствовали себя уверенней, и находили все новых приверженцев. Когда весной 1997 года вышел альбом "I Can Hear the Heart Beating As One", его коммерческая отдача превзошла все предыдущие достижения группы (диск отметился в Тор 20 «биллбордовского» чарта Heatseekers), а пресса уделила альбому невиданное до тех пор внимание. Дополняя свой саунд элементами психоделии и эмбиента, группа словно решила пройти всю историю рока и напомнить слушателям о балладах Нила Янга (Neil Young), громких гитарах My Bloody Valentine, мистицизме Velvet Underground, обложках Beach Boys, сэмплах Берта Бахарача (Burt Bacharach). "Я думаю, нам просто повезло, - комментирует Каплан. - Мы чувствовали, что хотим как-то измениться, но нам не хотелось превратиться во что-то совершенно непохоже на все то, что мы делали раньше. Нам оставалось только верить в то, что мы делаем, и доверять своим чувствам".
Летом 98 года группа получила приглашение на знаменитый британский Reading Festival и разделила сцену с Travis, Super Furry Animals, Grandaddy и другими командами. Приняли они и еще одно интересное предложение - поучаствовать в знаменитом мультсериале о семействе Симпсонов, для которого написали новый психоделический трек.
Работа с анимационными персонажами вдохновила музыкантов на создание еще одной композиции "Let's Save Tony Orlando's House", одной из первых, написанных для нового лонг-плея "And Then Nothing Turned Itself Inside Out", который они издали в 2000-м. До настоящего коммерческого взрыва дело не дошло, да у группы такой цели никогда и не было, но свою долю внимания альбом получил. В национальном чарте Billboard 200 он добрался всего до 138 позиции, зато в рейтинге интернет-альбомов стал #7. Уделяя все больше внимания тщательной отделке материала, музыканты придали аранжировкам прозрачность и легкость, а саунду - особую утонченность. Не зря эту подборку интроспективных романтичных песен критики называли самой автобиографической работой команды.
Кроме сольных концертов в рамках промо-кампании, в 2000 году Yo La Tengo выступали как бэк-группа Рэя Дэвиса, лидера Kinks, в его сольном американском туре. Спустя год они помогли ему записать новый сольный альбом. И вскоре начали подготовку давно задуманного 8-дневного фестиваля Hanukkahpalooza, в их родном городе Хобокене.
В 2001 году состоялся еще один экскурс Yo La Tengo в кино. Документальный фильм об обитателях подводного мира, снятый французским режиссером Жаном Пейнлье (Jean Painleve), вышел на экраны в сопровождении мелодий, специально написанных американским трио. В конце 2001 года Yo La Tengo сыграли часть материала вживую на кинофестивале в Сан-Франциско, в программе которого участвовала картина. Альбом-саундтрек "The Sounds of the Sounds of Science" - 90 минут инструментальной музыки - увидел свет в начале 2002 года.
Тем временем уже заканчивалась подготовка нового студийного диска. Первый промо-сингл "Nuclear War", на котором были представлены пять версий композиции этно-джазмена Sun Raс, был опубликован осенью того же года. А уже весна 2003 порадовала фанов команды новым альбомом "Summer Sun". По отзывам рецензентов, диск был настолько же ровным и продуманным, насколько предыдущая работа отличалась эклектичностью и фантазией. Все больше удаляясь от интригующего гитарного попа, группа отдает предпочтение более изысканному, отделанному саунду. Впервые звучание песен настолько насыщено роялем. Хотя альбом вряд ли можно назвать самой сильной работой Yo La Tenga, он попал в Тор 5 независимого чарта, а в рейтинге Heatseekers добрался до второй строки. Его выход совпал с подготовкой авангардной рок-оперы "Mirror Man" композитора Дэвида Томаса (David Thomas), в создании которой самую активную роль сыграла Джорджия Хабли.
Охватывая весь 20-летний путь, пройденный Капланом, Хабли и компанией, которые преданно занимались своим делом независимо от его денежного эквивалента, обозреватель "USA Today" удачно назвал Yo La Tengo "одними из последних настоящих провидцев рока".