Нидерландский художник, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из величайших живописцев «Золотого века» голландского искусства.
О жизни Вермера известно очень немногое. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом из Антверпена, в 1611 г. переехал в Амстердам и работал ткачом по
шёлку. В 1615 г. он женился, переехал в Делфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.
О годах ученичества Вермера не сохранилось достоверной инфо
рмации. Известно, что 29 декабря 1653 г. Ян Вермер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии. Ян Вермер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого
факта строились предположения о том, что Вермер возможно состоял в обучении у одного из них. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта. Безусловно огромное влияние на творчест
во Вермера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг. Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермера.
20 апреля 1653 г. Ян Вермер женился на Катарине Болнес из деревни в окрестностях Делфта. Кальвинистское вероиспо
ведание первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес. Лишь после увещеваний католика Брамера будущая тёща Вермера дала согласие на брак дочери.
В 1660 г. Вермер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. У Вермера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Очевид
но, что материальное положение художника было очень неплохим, раз он мог без проблем прокормить своих детей. Известно, что Вермер писал в год лишь по две картины, поэтому у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся
ей в наследство после смерти мужа. Предполагается, что в этом заведении Вермер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства. В 1662-63 и 1670-71 гг. Вермер занимал должность декана гильдии св. Луки и соответственно руководил ею. В XVII в. любой ремесленник
и художник состоял в соответствующей гильдии, регламентировавшей деятельность представителей профессии. Должность декана гильдии художников была очень почётной и говорит об авторитете Яна Вермера в Делфте.
Ещё при жизни художника за картины Яна Вермера платили очень хорошие деньги. В основном Ве
рмер писал для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями художника и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682 г. находилось 19 картин Вермера. Остаётся неизвестным, писал ли
Вермер под конкретные заказы меценатов или они просто получали право преимущественной покупки готовых произведений мастера. Вермер был известным экспертом по вопросам искусства. Так, например, он был в числе экспертов, которым доверили установить подлинность коллекции венецианских и римских полотен,
предложенных курфюрсту бранденбургскому Фридриху Вильгельму I за 30 тысяч гульденов. В 1672 г. Вермер ездил в Гаагу, где давал заключение о стоимости картин вместе с другим художником Якобом Йордансом. В присутствии нотариуса он опроверг подлинность коллекции и заявил, что в действительности коллек
ция стоит не более одной десятой от запрашиваемой цены.
К концу жизни экономическое положение художника значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты. В результате начавшейся в 1672 г. и продолжавшейся до 1679 г. войны с Францией замерла торговля живописью. В св
оём ходатайстве о частичном списании долгов, датированном 30 апреля 1676 г. супруга Вермера поясняла, что во время войны её муж был вынужден продавать картины по заниженной цене. В 1675 г. Вермер заболел и умер спустя несколько дней. 15 января 1675 г. Ян Вермер был похоронен в фамильном склепе в цер
кви Оуде Керк в Делфте. Его жена была вынуждена отказаться от наследства и передала его кредиторам.
В каталоге аукциона, состоявшегося 16 мая 1696, значится двадцать одна картина Вермера, сегодня из них исследователям известны шестнадцать. Искусствоведы долгое время вели п
оиски неизвестных картин Вермера. Огромная ценность этих работ стала причиной появления в 1930-х ряда удачных подделок. В итоге, на сегодняшний день, подлинными картинами Вермера считается всего тридцать девять или сорок работ.
Большинство работ Вермера представляют собой композиции в тщательно п