Знаменитый чешский фотограф, один из самых известных и влиятельных фотохудожников современности.
Ян родился в большой семье чешских евреев в Праге (Prague) 13 мая 1935-го года. Детство он провел в Праге, но с началом войны вся его семья попала в концентрационный лагерь. Шесть старших братьев Яна погибли в первые годы; он сам и его брат-близнец Карел (Karel Saudek) попали в Освенцим (Oswiecim, Poland), где находились в отделении для близнецов доктора Йозефа Менгеле (Josef Mengele) и на протяжении всего времени войны были жертвами его экспериментов.
Даже после освобождения ужасы войны не покидали его: ночами его мучили кошмары. Послевоенная Чехия негостеприимно встретила братьев; так, позднее тема войны стала одним из ведущих мотивов творчества Яна. В какой-то момент молодой человек нашел способ излить все накопившиеся за годы войны эмоции – в 1950-м году Саудек впервые взял в руки фотоаппарат. Не желая следовать моде на портретную съемку, Ян делал довольно странные, пессимистические фотографии, которые порой пугали людей своей откровенностью и вызовом. Лишь спустя несколько десятилетий, когда Ян уже получил репутацию знаменитого фотографа, общественность пересмотрела свое мнение на эти работы, согласившись, что в черно-белых снимках 16-летнему Яну удавалось четко передать дух молодежи того времени и общую атмосферу раскола внутри страны.
В 1952-м году Ян получил работу в салоне фотографии, а в 1959-м году женился. Главным свадебным подарком стал культовый для своего времени фотоаппарат 'Flexaret', с которым Саудек не расстается и по сегодняшний день.
1960-е захватили Яна расцветом культуры: одно за другим появлялись новые имена, дух рок-н-ролла бурлил у него в душе и, на некоторое время оставив жену и двух детей, он отправился путешествовать. Во время путешествия Ян встретился с легендарным американским дуэтом 'Simon & Garfunkel', которые, по словам самого художника, вдохновили его идеей свободы, которая стала важнейшей темой его работ того периода.
По возвращении в Чехию, Саудек, не желая внимания со стороны правительства, основал тесный круг художников и фотографов, которые впервые в истории страны начали использовать эрот
ику как инструмент для изображения наивысшей точки свободы человека.
Имя Яна Саудека стало известным на западе лишь в 1970-х, но уже тогда в глазах американских искусствоведов и художников он воспринимался как ведущий европейский фотограф. Провокационные фотографии Яна начали появляться на американских и европейских выставках.
В 1983-м году его первая книга была переведена на английский, и с тех самых пор Саудек стал символом нового искусства Чехии и Европы вообще.
Его работы по-разному оценивали критики, однако на непосвященного зрителя они, безусловно, производят неизгладимое впечатление: это и откровенность, граничащая с нереальностью, и обнаженность человека перед мрачностью мира. Тонкий знаток души, он играет на чувствах людей, сопровождая некоторые фотографии историей. Так, одна из самых известных фотографий нищего с собакой сопровождалась рассказом о дальнейших поисках бродяги и размышлениями о том, что за каждой работой стоит чья-то трагедия.
Кольцевой в его творчестве становится тема детства, воскрешенных детских воспоминаний; безусловно, это является реминисценцией его детства в концлагере и тех ужасов, через которые он прошел. Многие из его работ подверглись цензуре: так, фотография 'Black Sheep & White Crow' была снята с выставки Ballarat International Foto Biennale из-за скрытой пропаганды детской проституции.
На сегодняшний день Ян Саудек является легендарной личностью. За годы его карьеры он организовал более 400 выставок своих работ в различных странах мира. Про его жизнь сняты два фильма. Однако намного больше о нем говорят его работы, в которых читается не только трудная жизнь художника, но и его собственное ощущение от мира и жизни вокруг него. Не расставаясь со своей пленочной камерой, Ян вкладывает огромное значение в детали, которые во многом символичны.
Знаменитый на весь мир художник не любит роскошь и не признает всех тех титулов, которыми его награждают. 'Я верю, что любой художник, если он достаточно честен с самим собой, должен верить, что лучшая часть работы и жизни – впереди', - считает он