Польский художник, лидер национального романтизма в польском изобразительном искусстве. Родился в семье учителя музыки, выходца из Чехии. Учился в местной Школе изящных искусств (1852–1858), а также мюнхенской и венской Академиях художеств (1859–1860). Жил и работал в основном в Кракове.
Уже в юности испытывал острый интерес к характерным чертам исторического быта, фиксируя их во множестве зарисовок, которые составили т.н. «Сокровищницу». На ее базе издал Историю польского костюма (1863). Горячо сочувствуя национально-освободительным целям восстания в Королевстве Польском (1863–1864), откликнулся на его разгром первыми своими значительными полотнами (Шут Станьчик на балу у королевы Боны, 1862; Проповедь Скарги, 1864; Рейтан в сейме, или Упадок Польши, 1866), представив на суд зрителей эпизоды шляхетского прошлого, ключевые, по мнению мастера, для понимания причин последующего политического унижения страны. Вживаясь в историю, дал ответ критикам в картине-памфлете Приговор Матейко (1867), где изобразил чтение приговора о своем сожжении.
Опытный художник-режиссер, создавал многофигурные полотна, стараясь с максимальной убедительностью вовлечь зрителя в атмосферу представленных событий. Среди его работ – Люблинская уния (1869), Поднятие колокола Сигизмунда (1874), цикл История цивилизации в Польше (1888–1889; все картины – Национальный музей, Варшава), Присяга Пруссии на верность Польше (Прусская дань, 1879–1882, Национальный музей, Краков). Самым масштабным его произведением явилась грандиозная Битва под Грюнвальдом (1878, Национальный музей, Варшава). Часто выступал как портретист, исторический (Коперник, 1873, Краковский университет) или современный (Автопортрет, 1872, Национальный музей, Краков). Был директором Школы изящных искусств в Кракове (с 1873).
Дом художника ныне превращен в музей.