Датский пианист, композитор, аранжировщик и руководитель группы музыкантов
Ян Касперсен родился 22-го апреля 1948-го года в Копенгагене, Дания. Он учился играть на пианино у таких мастеров, как Дюк Джордан, Кьель Олсон и Герман Д. Коппел, а джазовую теорию проходил с Джорджем Расселом. Также в программу обучения входили ознакомительные поездки – в 1983-м в Гамбию и в 1985-м в Западную Африку. Однако активность на джазовой сцене Касперсен поддерживает с 1969-го года, в основном выступая в Дании, а также в Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Германии, Франции, Италии, Испании, США и России.
В 1987-м Касперсен был награжден композиторским призом 'DJBFA', в 1988-м - призом 'JASA'; в 1993-м он получил грант фонда 'Statens Kunstfond' на авторску
ю работу в течение трех лет, а в 1998-м время действия гранта стало неограниченным. Ян играл с такими группами, как 'Blue Sun' (1969-1972), 'Alif' (1976-1978) и 'Nada' (1978-1980) и в середине 1970-х сотрудничал с Лоунон Келлерманом и Дэном Тьюреллом.
Датский музыкант начал организацию собственных групп с 1979-го, часто под одним общим названием 'Space and Rhythm Jazz'. Это были трио, квартеты, квинтеты и септеты, группы из 12-ти музыкантов, 'Special Occasion Band', и 16-ти, 'Space and Rhythm Big Band'. С середины 1980-х он работал вместе с Бобом Роквеллом, Саймоном Спанг-Ханссеном, Пьером Доржем, Горацием Парланом и с сольными пианистами.
Примерно в это же время д
тчанину удалось создать себе репутацию одного из самых самобытных и оригинальных джазовых пианистов, композиторов и, особенно, руководителей группы музыкантов. Снова и снова Ян демонстрировал свое мастерство, которое оттачивал годами при поддержке своих коллег-музыкантов. Музыка, по большей части написанная и аранжированная самим Касперсеном, своими корнями уходила в джазовые и блюзовые традиции, созданные Дюком Эллингтоном, Телониусом Монком, Чарльзом Мингусом и Хорасом Сильвером. На репертуар Касперсена также повлияли сами аранжировки Монка и Эллингтона – так, первый датский джазовый музыкант принял решение записать альбом из композиций Телониуса ('Memories of Monk', 19
6). Кроме того, Ян изучал и записывал музыку экстравагантного французского композитора и пианиста Эрика Сати.
Как композитор Касперсен сочинил для собственных ансамблей, как для больших, так и для маленьких, порядка 400 композиций, начиная с 1970-х. Он писал музыку для 'New Music Orchestra', 'New Jungle Orchestra', 'The Danish Radio Jazz Orchestra', 'Radiojazz Gruppen', 'Klyvers Big Band' и многих других, а также для 26 фильмов и театральных спектаклей. Для многочисленных записей с его собственными группами он выступал в качестве сольного пианиста и играл на этом инструменте дуэтом с Саймоном Спанг-Ханссеном, Пьером Доржем, Горацием Парланом и Бобом Роквеллом.
Новый
релиз Касперсена вышел в свет в декабре 2009-го. Над созданием альбома 'Happy as a Flower' вместе с ним работали Хенрик Свайдал, Саймон Спанг-Ханссеном, Нильс Лин Локкегаард, Питер Данстрап и Оле Ромер. Все десять треков, записанных и аранжированных Яном – совершенно новые работы композитора. На создание релиза его вдохновили Ли Кониц, Мингус, Орнетт Коулман, Роланд Керк, Чарльз Ллойд, Юсеф Латиф, Монк, Эллингтон и многие другие.
'Имя Касперсена заслуживает того, чтобы стать широко известным, его мощный стиль кабацкого блюза и пиетистическая интерполяция – настоящие, а иногда и лучше, чем звук, выдаваемый многими более известными музыкантами' (Эллен Коллисон, 'Каданс')