Несмотря на то что рабочий график Яна Фабра, художественного руководителя авиньонской программы этого года, был предельно насыщен в дни фестиваля, корреспонденту удалось задать ему несколько вопросов.
- Многие сетуют, что в программе нынешнего сезона танец почти вытеснил театр.
- Я не стремился к этому. Но даже если так, танец – это ведь тоже театр. Во всяком случае, как я его понимаю и каким пытаюсь представить. Я не изобретаю движений, мне прежде всего важно придумать пространство, которое их будто бы продуцирует.
- И вы постарались собрать на нынешнем фестивале тех, кто исповедует сходные взгляды?
- В какой-то мере. Если вы говорите о том, что называют «бельгийской волной», - да, это новое поколение, которое заявило о себе за последние десять лет. Почти все они здесь. Вим Вандекейбус, который начинал у меня фотографом, а потом настолько увлекся хореографией, что стал интересным постановщиком. Анн Терез де Кирсмайкер, она тоже занялась хореографией. И другие. Но они нашли свой путь, не схожий с моим. Я в большей мере чувствую себя художником. Кстати, для многих своих постановок я делаю зарисовки, эскизы, которые потом представляю на выставках.
- Однако на сцене ваши «краски» - это живые люди. Да и зрители не могут просто взглянуть и уйти, если им не понравится. Вы придаете значение тому, как воспринимаются ваши работы?
- Конечно. Самое главное для меня – совместный поиск движения и образа. Актер должен сам его найти. Да и зритель тоже должен пройти свой путь к ощущению сценического образа. Спектакль возникает там, где эти пути пересекаются.