Яна Эггума зовут 'лицом меланхолии'; действительно, минорных песен о сложностях межчеловеческих отношений в творчестве его более чем хватает. Есть, впрочем, у Эггума и более оптимистичные работы; о чем же еще может петь один из самых меланхоличных музыкантов Норвегии?
Родился Ян в Бергене, Норвегия (Bergen, Norway). Родители Яна, Норвальд и Марта, всегда проявляли к музыке и визуальным формам искусства большой интерес; разумеется, передался этот интерес и ребенку. С ранних лет Ян с большим удовольствием слушал музыку; позже он начал и сочинять её сам, используя в качестве рабочего инструмента домашний электроорган. Позже Эггум научился играть на гитаре и начал писать песни (на английском языке). Следующим освоенным Яном инструментом стала бас-гитара; некоторое время Эггум играл в прогрессивной рок-группе 'Fink'. Известно, что Ян
был главным автором музыки группы. Первый его сингл вышел примерно в этот же период, однако особого успеха Эггуму добиться не удалось.
Начиналась его музыкальная карьера в Лондоне (London) – он пел в местных пабах; на протяжении двух лет музыкант зарабатывал на жизнь, создавая песни на английском языке. Одна из самых известных его работ, 'En natt forbi', была, кстати, изначально написана именно на английском языке; в то время она называлась 'Alone, Awake'. Пригласил в Лондон Яна англичанин Брайан Ховард Хадсон (Brian Howard Hudson); он был уверен, что сможет сдел
ть из Эггума настоящую звезду. Во многом жизнь в Лондоне Яна разочаровала, однако и полезного для себя Эггум из этого период вынес немало.
В Норвегию певец вернулся в январе 1975-го; желание писать музыку у него жизнь в Лондоне так и не отбила.
В 1975-м Эггум получил контракт с норвежской звукозаписывающей компанией 'CBS'; вскоре свет увидел его дебютный альбом 'Trubadur'. Сразу привлечь к себе внимание широкой общественности не удавалось, но Ян не желал отчаиваться; после третьего альбома, 'Heksedans' 1977-го года выпуска, его наконец-то заметили. Альбом оказал
я прорывным сразу в нескольких смыслах; Эггум не только снискал любовь публики, но еще и сумел выиграть престижную музыкальную премию национального масштаба, 'Spellemannsprisen'. Пластинка включала в себя целый ряд произведений, ставших впоследствии настоящей классикой норвежской музыки; одной из самых удачных песен с диска оказалась 'Mor, jeg vil tilbake'.
Единожды прославившись, Эггум уже не утратил с таким трудом завоеванной популярности; по сей день он является одним из самых известных музыкантов Норвегии. Ян хорошо известен как своими сольными проектами, так
и выступлениями в компании других музыкантов; среди его творческих союзов особенно выделяется членство в 'Gitarkameratene' и совместная работа с друзьями-гитаристами Лиллебьорном Нильсеном (Lillebjørn Nilsen), Ойстейном Сунде (Øystein Sunde) и Халвданом Сивертсеном (Halvdan Sivertsen).
К тому времени у Яна уже сложился довольно-таки яркий, характерный и ни с чем не сравнимый стиль; Эггума именовали 'лицом меланхолии', и пел он по большей части о разбитых сердцах, одиночестве и тоске. На фоне общего минорного и лирического настроя несколько выделялись пе
ни, несущие в себе те или иные сообщения общественно-политического толка; кроме того, иногда Ян Эггум позволял себе расслабиться и начинал выдавать сравнительно жизнерадостные и даже откровенно забавные произведения.
Ян Эггум пробовал себя не только на музыкальном поприще; некоторое время певец занимался и политикой. Особо на этом поприще Эггум не преуспел, однако некоторое время от Норвежской Партии Зеленых кандидатом он все же был. Сын Яна, Лукас Эггум (Lucas Eggum), сейчас работает финансовым аналитиком и живет в Миннеаполисе, Миннесота (Minneapolis, Minnesota)