Окончил электротехникум им. Красина. В 1932 поступил учиться в Институт философии, литературы и истории. После первого семестра перешел на японский факультет Московского института востоковедения. Окончил этот институт, затем аспирантуру Института мирового хозяйства и мировой политики.
Окончил электротехникум им. Красина. В 1932 поступил учиться в Институт философии, литературы и истории. После первого семестра перешел на японский факультет Московского института востоковедения. Окончил этот институт, затем аспирантуру Института мирового хозяйства и мировой политики (ИМХМП), ученую
степень кандидата экономических наук ему присвоили 11 июня 1941.
Профессор, доктор экономических наук.
В 1941 направлен в Китай по линии военно-морской разведки. Официально работал директором организации «Совэкспортлес». Входил в состав «шанхайской пятерки» советских разведчиков
. В конце 1942 арестован японской жандармерией, прошел через тюрьму и пытки, был обменен и вернулся в СССР.
В 1945 вернулся в Институт мирового хозяйства и мировой политики, занимался научной деятельностью. В 1947 ИМХМП был ликвидирован (после того, как его директор акаде
мик Е. С. Варга впал в немилость у И. В. Сталина), а часть его сотрудников, включая и Я. А. Певзнера, были переведены в отдел капиталистических стран Институт экономики АН СССР.
С 1956 работал в Институте мировой экономики и международных отношений, где руководил японоведческими исследованиями. В
озглавлял группу по изучению Японии, отдел экономики Западной Европы и Японии, отдел Японии. Лауреат Государственной премии СССР (1977). Кавалер орденов Трудового Красного знамени (СССР), «Благородное сокровище» III степени (Япония, 1994).
Главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, до конца жизни работ
ал в Центре Азиатско-тихоокеанских исследований этого института. В 1990-е занимался вопросами теории социал-демократии и критики коммунизма и ортодоксального марксизма.
Один из крупнейших российских японоведов, автор ряда книг, посвященных анализу экономики современной Японии и теоретическим проб
лемам экономики капитализма. Создал школу специалистов по Японии, отвергнувших пресловутый классовый подход и провозгласивших строгую научную объективность главным критерием оценки творческих усилий. Его произведения сделались настольными учебными пособиями для поколений студентов. В течение многих