Гаккель Яков Модестович - советский учёный и конструктор в области самолётостроения и тепловозостроения, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1940).
Гаккель Яков Модестович родился 12 мая 1874 в Иркутске. Советский учёный и конструктор в области самолётостроения и тепловозостроения, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1940). В 1897 окончил Петербургский электро-технический институт. За участие в студенческих революционных организациях был сослан на 5 лет в Сибирь, где руководил постройкой, а затем эксплуатацией одной из первых в России гидроэлектростанций (близ г. Бодайбо, на Ленских приисках). Вернувшись в Петербург, занимался проектированием, постройкой и эксплуатацией петербургского трамвая, одновременно преподавал курс электрической тяги в Электротехническом институте (с 1921 профессор). С 1936 в Ленинградском институте инженеров ж.-д. транспорта.
В 1909—12 Гаккель спроектировал и построил ряд оригинальных самолё
тов, в том числе фюзеляжный биплан Г-III с двигателем воздушного охлаждения мощностью 35 л. с. (1 л. с. = 0,736 квт), одностоечный биплан Г-IV с двигателем мощностью 100 л. с., первый в России гидросамолёт-амфибию Г-V, биплан Г-VIII, на котором русский лётчик Гаккель В. Алехнович установил национальный рекорд высоты того времени (1350 м), первый в мире подкосный моноплан Г-XI и др. В 1920—21 Гаккель разработал проект тепловоза, который был построен в 1924. Это был один из первых в мире мощных работоспособных тепловозов (мощность около 1000 л. с.). Многие конструктивные идеи Гаккель, в частности сочленённости конструкции тепловоза, получили дальнейшее развитие в современном тепловозе. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Умер 12 декабря 1945 в Ленинграде.