Популярные личности

Яков Франк

Польско-еврейский религиозный деятель
На фото Яков Франк
Категория:
Место рождения:
Королёвка, Подолия, Германия
Место смерти:
Оффенбах, Германия
Гражданство:
Германия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Польско-еврейский религиозный деятель, создатель еврейской мессианской группы сторонников Шабтая Цви. Объявил себя мессией, считал себя реинкарнацией Шабтая Цви и Берахии Руссо. Жил в Оттоманской империи, где познакомился с дёнме, потом перебрался в Речь Посполиту (Подолию). В Польше организовал секту, которая была в остром конфликте с ортодоксальными еврейскими общинами. В споре с раввинами привлёк католического епископа, а потом всей сектой принял католичество. Сам Яков Франк, находясь в Турции, принимал ислам в общине дёнме, дважды принимал католичество и вёл переговоры с русским духовенством о массовом принятии православия всей его общиной.


Имя от рождения — Яаков бен Иехуда Лейб (Лейбович). Получил начальное образование в Черновцах, а потом жил в Бухаресте. Признавался в нехватке образования, позднее теоретические дискуссии вели раввины из его секты, он сам в диспутах не участвовал.

Предположительно, его отец был саббатианцем и из-за преследований вынужден был переселиться в Валахию. Ещё в юном возрасте стал заниматься торговлей, разбогател, в 1752 женился на дочери богатого торговца из Никополя.

Контакты с дёнме в Турции

Посещая Турцию, стал контактировать с местными саббатианцами (дёнме). В Смирне Якоб встретился с хахамом Иссахаром, который посвятил его в саббатианство. Он и получил прозвище Френк (Франк), означающее выходца из Европы.

В 1740 году умер Берахии Руссо, община дёнме в Салониках лишилась лидера. Уже тогда он с одобрения Иссахара объявил себя реинкарнацией Берахии Руссо. Прослеживая переселение душ, он выстроил цепочку переселения душ - Мухаммад, Шабтай Цви, Берахии Руссо, в конце этой цепи он ставил себя. Чтобы доказать "подлинность" своей души, он начинает публично нарушать еврейские заповеди. Однако он от этого серьёзно напугал турецких евреев (и также дёнме), и был вынужден скрыться от преследований в Польше.

Создание саббатианской общины в Подолии

Возвратился в Подолию в 1755 году; объявил себя воплощением Шабтая Циви; был взят под покровительство католическим епископом Подолии Николаем Дембовским. Участвовал в ряде диспутов с раввинами, организованными католическим духовенством; доказывал действительность использования крови иудеями в ритуальных целях, что впоследствии использовалось как свидетельство в имевшей широкое хождение книге Гауденция Пикульского.

Ему удалось объединить и сплотить большую общину. Следуя за Берахией Руссо, он организовывал экстатические собрания, на которых происходили "ритуальные" нарушения запретов Торы, в том числе сексуальных заповедей.

27 января 1757 сектанты были арестованы за то, что, они проводили религиозную оргию во время ярмарки в Лянцкоруне. Франк выставил себя подданным Турции, и был освобождён из-под следствия, которое вели местные раввины. Он поселился в Хотине, который был тогда на территории Турции недалеко от польской границы.

Франкистская община 13 июня была изгнана в Бродах, затем во Львове, Луцке, Дубно и в Староконстантинове. Однако дело об оргиях, как имеющее отношение к религии, должно было разбираться в церковном суде, и Франк стал устанавливать контакты с католической церковью, ища покровительство. Он проработал саббатианские догматы, ввёл понятие Святой Троицы, и выставил перед епископом дело так, что группа евреев борется против засилья талмудистов за признание Мессии и Троицы.

Диспут в Каменец-Подольском и церемония сожжение Талмуда

Епископ Каменец-Подольского Николай Дембовский (польск. Mikołaj Dembowski) потребовал, чтобы ортодоксальные евреи сформулировали обвинения против франкистов, а от последних потребовал изложить свое вероучение. Летом 1757 г. в Каменец-Подольском состоялися долгий диспут, на котором раввины, сторонники Якоба Франка заявил, что «Мессия никогда не придет, а Иерусалим никогда не будет отстроен». Кроме того франкисты высказались против Талмуда, считая истинной книгу Зохар. Ортодоксальные раввины вынуждены были оправдываться, доказывая, что Талмуд не оскорбляет христианство, а книга Зохар не противоречит Талмуду, не трогая других вопросов, считая их неуместными.Епископ назвал сторонников Якоба Франка победителями спора.

17 октября 1757 в Каменец-Подольском епископский суд во главе с Дембовским вынес приговор еврейской общине Лянцкоруна и обязал выплатить франкистам пять тысяч злотых; с евреев был взят налог на нужды церкви в Каменец-Подольском, а Талмуд был объявлен книгой, подлежащей сожжению. Талмуды изымались полицией в сопровождении франкистов по домам раввинов, синагогам, хедерам, библиотекам, и свозились для сожжения на базарную площадь. Однако в процессе сбора и сожжения талмудов Николай Дембовский неожиданно умер. Эту смерть стали истолковывать наказание за сожжение святых еврейских книг. Еврейские массы в то время ожесточились против франкистов. Против них же стали выступать и поляки. После ряда массовых выступлений преемник Дембовского не решился далее защищать секту.

Бегство в Турцию и принятие ислама

После этого Франк и большое количество его последователей бежали в Турцию, где в 1757 приняли ислам, нем не менее они не пользовались поддержкой ни общин дёнме, ни еврейских общин, ни турецких властей, и вынуждены были скитаться между Турцией и Польшей.

Возврат в Речь Посполиту. Создание секты

В 1758 Франк получил разрешение короля Августа III вернуться в Польшу, где обосновался в небольшой деревне около Хотина. Там он создал секту наподобие христианского братства. Франкисты, вернувшиеся из Турции, поселились вокруг в нескольких деревнях на берегу Днестра. Франк назначил из членов "братствва" 12 апостолов. Секту охотно посещали саббатианцы из других городов, оставляя богатые подарки.

Львовский диспут и массовое крещение евреев

Франк снова стал вести переписку с королём и архиепископом, стремясь назначить второй диспут с раввинами. При этом он давал обещание принять христианство и разоблачить "ритуальные убийства" у евреев (о чём тогда распространяли слухи отдельные ксёндзы, вопреки запретам папы). В обмен на ожидаемое крещение он пытался выторговать земельные участки вдоль Днестра, но безуспешно.

Диспут согласился провести львовский каноник Стефан Микульский. На диспуте львовский раввин Хаим Коэн Раппопорт доказал безосновательность утверждения о ритуальных убийствах, и Микульский признал этот вопрос невыясненным, однако в теоретических спорах объявил победу франкистам.

По мнению исследователя франкизма Меира Балабана, причиной выхода франкистов с кровавым наветом было давление католических священников и местью к раввинам, которые преследовали франкистов.

После диспута христианские власти стали жёстко настаивать на принятии крещения, и вся секта (от 500 до 1000 человек) приняла христиатство во Львове, 17 сентября 1759 года. Новые христиане принимали звания своих крестных отцов, тем самым попадая в среду польского дворянства. Сам Франк провёл две церемонии крещения, на последней в Варшаве его крестным отцом был сам король Август III; при этом присутствовали министры и дворяне, при крещении он получил имя Иосиф. За 30 лет количество крещёных евреев составляло около 25000

После принятия христианства Франк постарался сплотить секту, запретив браки с посторонними (как было в группах дёнме), и ввёл внутри секты собственные порядки.

Заключение в Ченстохове

В целом польское общество восприняло новокрещённых евреев достаточно благосклонно.

Якоб Франк подал ходатайство о предоставлении секте земельных участков. К секте с подозрением отнёсся папский нунций. Было произведено расследование деятельности секты, вскрыли переписку Якоба Франка с женой, и был сделан вывод, что вера сектантов несовместима с христианством. Следствие выяснило, что новокрещённые признают мессией самого Франка, исполняют свои собственные обряды. Виноватым был признан лично Франк, который намеренно вводил в заблуждение общину, он был арестован и в феврале 1760 посажен в крепость в Ченстохове.

Заключение было достаточно мягким, он мог встречаться с семьёй и с приверженцами, за время заключения он сформировал свой учение. Он рассылал общинам призывы принимать католицизм, которые находили резонанс в саббатианских общинах Моравии и в Чехии. Ореол мученика добавлял ему сторонников.

Крепость находилась в непосредственной близости от места паломничества к знаменитой Ченстоховской Божьей Матери, что сильно повлияло на Якоба Франка. За время заключения он сформулировал положение о соответствии Божьей Матери и шхины, а также о значении жены Мессии (он имел ввиду Шабтая Цви, Берахию Руссо и себя), потом воплощением Божьей Матери и Шхины стала его дочь Ева Франк.

В крепости он отработал текст "красных писем" (то есть писем, написанных красными чернилами), которые стали рассылаться по еврейским общинам с призывами принять христианство.

В 1767 русские войска вошли в Польшу, что сопровождалось восстанием гайдамаков и жестокими еврейскими погромами. Франк пытался наладить контакты с представителями православного духовенства, обещая массовый переход в православие, но не добился успеха. Франк не прекращал агитацию, объясняя несчастья евреев их несогласием принять новую веру, и выдавал мрачные прогнозы.

Барух Яван, противник Франка, связался тогда с русским православным духовенством и терпеливо объяснил им про деятельность Франка, от чего просьбы франкистов были проигнорированы.

После освобождения

В августе 1772 русские войска заняли Ченстохову, Франк был отпущен на свободу. Франк с семьёй направился в Варшаву. Выйдя из заключения, он оказался очень богатым - точная причина его богатства не выяснена, по одним предположениям он получил деньги от русских за шпионскую деятельность в пользу России, но скорее всего - от франкистов, которые при дворе в Варшаве сделали карьеру, получили дворянство, перестали вести агитационную деятельность, но охотно жертвовали деньги, которые собирала его дочь Ева Франк.

Создание общины в Моравии

Далее Якоб направился в Брно, где снова стал организовывать общину - теперь уже не братство, а войском, состоящим из «казаков, улан и гусар». При этом он постоянно искал поддержку австрийских властей и получил даже аудиенцию у императора Иосифа II. Он пытался добиться титула графа, но безуспешно, хотя его дочь Ева стала пользоваться покровительством двора, находясь в интимной связи с императором. В 1788 году он получает титул барона.

Последние годы, Оффенбах

В последние годы он жил в Оффенбахе, где он снял замок у графа Эрнста фон Гомбург-Бирнштейна за три миллиона гульденов, и стал именоваться «бароном Оффенбаха». К нему приезжали его приверженцы на паломничество и жертвовали большие суммы. Перед смертью в 1790 он собрал своих друзей, устроив большое празднество, были собраны крупные суммы денег в его пользу. При этом он старался не афишировать своё происхождение среди соседей, и выставлял себя как польский барон. Среди жителей города, поражённых роскошью, ходили слухи, что Франк - лично императр России Пётр III, а Ева - Елизавета Петровна; ходили и более скромные слухи о том, что Ева - внучка или дочь императрицы. Его состояние оценивалось в 800 тыс. дукатов.

После смерти

Похоронен на католическом кладбище Оффенбаха, однако по еврейскому обряду. Похороны были обставлены с большой помпезностью и надолго запомнились жителям Оффенбаха. Руководство сектой перешло к его дочере Еве. Секта, однако, резко теряла популярность, Ева попала в серьёзные долги, а после смерти Евы в 1816 секта быстро сошла на нет.

В Польше небольшая группа франкистов существовала вплоть до конца XIX века.



Поделиться: