О его молодости ничего неизвестно. Сначала Брянский был предназначен к гражданской службе, но непреодолимая страсть к театру взяла свое.
В конце июля 1811 г. был вечер у знаменитого в летописях русской сцены князя Шаховского . Были здесь и И.А. Крылов , писавший иногда для театра и мечтавший когда-то сделаться актером, П.А. Катенин и др. На этом вечере Григорьев (фамилия Брянского до поступления на сцену) прочел роль Полиника (из трагедии Озерова "Эдип в Афинах") и вызвал шумное одобрение присутствовавших. Участь Григорьева была решена - он был принят в так называемую "молодую труппу" князя А.А. Шаховского. В то время, когда русская драматическая труппа, во главе которой находился знаменитый Яковлев , господствовала на нашей Императорской сцене, князь Шаховской из воспитанников театрального училища составил другую, "молодую труппу", в которой образовывались будущие известные русские актеры и актрисы. Труппа эта играла в Кушелевском театре (где ныне Главный штаб), и в нее вступил и Брянский, всегда игравший с Ширяевой (впоследствии жена Яковлева) первые роли. Переменив свою фамилию на Брянский, Григорьев 11 сентября 1811 г. дебютировал в роли "Влюбленного Шекспира" (в переводной комедии Д. Языкова , того же названия). Комедия эта была написана Дювалем для знаменитого Тальмы, а у нас роль Шекспира исполнял Яковлев. Естественно, какое смущение должен был испытывать молодой актер, еще значительно увеличивавшееся присутствием самого Яковлева. Брянский вышел победителем. Яковлев, чуждый интриги и зависти, не только беспристрастно оценил игру новичка, но и поощрил его к дальнейшей сценической деятельности. По совету И.А. Крылова, князь Шаховской выводил Брянского преимущественно в комедиях и драмах, не давая ему трагических ролей, к которым молодой актер питал сильную страсть. Надо было на время покориться. Вскоре Брянский выступил в роли Безрассудова в возобновленной комедии Ефимьева "Преступник от любви, или Братом проданная сестра", в "Казаке Стихотворце" князя Шаховского и других комедиях и водевилях. Но Брянский все еще не переставал мечтать о трагедии. Князь Шаховской уступил наконец просьбам Брянского, и написал для него трагедию "Абуфар" (перевод с французского). Брянский с К. Семеновою играл первые роли. Трагедия имела успех и Брянский впервые насладился торжеством трагического артиста, обнаружив много души и естественности, что тогда было новостью. В то время немыслимо было актеру явно отказаться от усвоенной псевдоклассической манеры читки на распеве; естественное, хотя бы и мастерское чтение стихов считалось унижением искусства. Сам князь Шаховской, принадлежавший к высшему кругу общества, деятельно следивший за успехами литературы и театра, не мог явно противоречить требованиям классицизма, которые сообщил и своему ученику. Едва ли не в первый раз пришлось учителю встретить возражение со стороны его ученика Брянского, которому художественное чутье подсказывало неестественность распевания ролей. Верным чтением и истинною игрою Брянский желал победить вековые предрассудки, перешедшие к нам от французов. Во второй раз Брянский играл в трагедии Вольтера "Китайская сирота", в которой прекрасно и рельефно очертил характер главного лица. Но вот умирает Яковлев (в 1817 г.), и Брянскому открывается широкая дорога: он с успехом начал исполнять некоторые роли покойного, и в "Отелло" был признан достойным преемником Яковлева. Только артист с недюжинным дарованием мог решиться играть "Танкреда", в котором Яковлев, по свидетельству современников, был неподражаем. - Исполнение "Танкреда" упрочило за ним симпатии публики, шумно и радушно его приветствовавшей. Но в 1820 году появился знаменитый трагик Василий Андреевич Каратыгин , выступивший в "Фингале". Пришлось, после нескольких лет борьбы со счастливым соперником, уступить ему часть ролей в трагедиях и перейти на старшие роли - благородных отцов, царев и резонеров, все же продолжая изредка дублировать Каратыгина. И на этом амплуа у Брянского было много блестящих ролей, как, например, роли: Филиппа в "Доне Карлосе", Христиерна в "Иоанне Финляндском" и многие другие. Помимо дарования своего, Брянский был незаменимым артистом в силу своего обширного репертуара: знаменитый Тальма играл только 13 - 15 ролей, Раше
ль - 20 - 25 ролей, а Брянский исполнял более 30 крупных ролей, изучение которых стоило ему огромных усилий и трудов.