Двухэтажное здание было построено еще в петровские времена и являло собой своего рода архитектурное новаторство, которое к середине XVIII века стало самым распространенным типом усадебного дома. Дворец в Глинках пережил не только смену архитектурной моды, но и наполеоновское нашествие, революцию, два пожара и две мировые войны. После смерти Якова Брюса в усадьбе почти никто не жил – призрак колдуна мешал новым хозяевам.
Предки Якова Брюса считали себя наследниками шотландских королей, но приехали служить в Россию. Яков и его старший брат Роман родились в Москве, в немецкой слободе, где жили иноверцы. Яков Вилимович участвовал в создании 'потешного войска' цесаревича Петра, потом, уже с настоящим войском, прошел все войны – и Крымские, а Азовские. Оказал огромное влияние на становление русской артиллерии, командовал пушкарями во время Полтавской битвы. В отставку вышел в 1726 году генерал-фельдмаршалом. После отставки началось самое интересное.
Образованнейший человек своего времени, ученый, естествоиспытатель, алхимик и астролог Яков Брюс все свое свободное время отдал научным исследованиям. Он собрал богатейшую библиотеку: полторы тысячи томов и все – математического и естественнонаучного содержания. Он завел у себя 'кабинет диковин', куда собирал все интересное и необычное, будь то творения природы или рук человеческих. В Европе это было модно, в России – невиданно, и коллекция Брюса легла в основу музея Кунсткамеры. В 1696 году им была составлена 'Карта земель от Москвы до Малой Азии'. В 1702 г. он создал в Сухаревой башне первую российскую обсерваторию, где можно было наблюдать звезды. В его кабинете хранились столь удивительные научные приборы, что малообразованные современники начали подозревать в Брюсе колдуна…
И Яков Вилимович с удовольствием поддерживал эту легенду, устраивая публичные химические опыты, пугавшие даже бывалых вояк. Именно Брюс - автор планировки Москвы: город перестраивали по звездам! Еще он создал календарь, содержавший астрологические 'предзнаменования действ на каждый день по течению Луны и Земли', и ближайшие 200 лет большинство российских помещиков согласовывало с этим календарем земледельческие работы.
В усадьбу Глинки, пожалованную ему Петром Великим в 1721 году, фельдмаршал Брюс уехал сразу, как только вышел в отставку. При проектировке дворца неизвестный архитектор (некоторые исследователи называют итальянца Микетти, а другие русского зодчего Еропкина) следовал пожеланиям будущего владельца, у которого были весьма специфические нужды. Например, Брюс пожелал иметь открытую северную лоджию, с которой можно было бы наблюдать за звездами, и большой кабинет для физических экспериментов с гигантским очагом. Был продуман подземный ход в павильон: уже после смерти Брюса, в екатерининские времена там проходили собрания масонов. И подземные хранилища: их до сих пор ищут энтузиасты, считая, что именно там Брюс спрятал часть своей библиотеки и свой личный Гримуар – черную книгу, которая имеется у каждого колдуна! Строительство проходило под личным надзором Якова Вилимовича. Два флигеля были отведены под кладовую и лабораторию. На крыше выросла башенка-обсерватория. Однако больше всего посетителей дворца в Глинках удивляют уродливые каменные маски над окнами нижнего этажа. Они были сделаны по приказу и по рисункам самого Брюса. Никто не знает, что они означают. Демоны ли это, которые служили Брюсу-колдуну? Или горгульи, охраняющие покой дома? Или просто карикатуры на вельмож, современников Якова Вилимовича, возмущавших ученого мужа своей необразованностью?
Для своих научных опытов Яков Вилимович нуждался в уединении. Усадьбу охранял взвод солдат, окрестные крестьяне не имели возможности даже заглянуть за ворота, отчего слухи о 'колдуне Брюсе' множились и обрастали подробностями. Местные говорили, будто своими глазами наблюдали, как в окно астрономической башенки влетал огненный дракон. Как сам Брюс парил в воздухе, распластав свой черный плащ, словно крылья летучей мыши. Что летом Брюс заморозил воду в парковом саду и катался там на коньках…
Яков Вилимович был женат, но детей не оставил. Когда он скончался в 1735 году, то графский титул, все владения, в том числе и поместье Глинки, унаследовал племянник, сын его брата Романа: Александр Брюс. И тут поместье из декораций к мистическому триллеру превратилось в фон для любовного романа, одного из самых ярких в XVIII столетии. После смерти первой жены Александр влюбился в Екатерину Долгорукую – бывшую невесту Петра II, которая благодаря его завещанию стала 'государыней-невестой' и главным знаменем заговора против Анны Иоанновны. После раскрытия заговора Екатерину долго держали в заточении, сначала в тюремном замке, потом в томском Христорождественском монастыре. К моменту встречи с Брюсом Екатерине было уже тридцать лет, и она хотела прожить остаток жизни в тишине и покое. Но Александр добился ее согласия на брак. В 1745 году они обвенчались. Они прожили вместе в Глинках лишь два года, под защитой каменных горгулий. Екатерина скончалась от чахотки, полученной в заточении, ее муж также вскоре умер.
Новым владельцем Глинок стал Яков Александрович Брюс. Он женился так же по любви – на Прасковье Александровне Румянцевой-Задунайской, сестре знаменитого фельдмаршала. Во время очередного его военного Турецкого похода Прасковья Александровна скончалась. Популярная в Глинках легенда гласит, что вернувшись домой, граф Брюс устремился к могиле жены, встал на колени – и навсегда окаменел от горя… На самом деле после смерти жены Яков Александрович прожил еще несколько лет, был назначен главнокомандующим Москвы. Легенда родилась из-за памятника на могиле графини Брюс, созданного гениальным скульптором И. П. Мартосом: каменная фигура коленопреклоненного рыцаря казалась почти живой.
На Якове Александровиче прервалась мужская линия рода Брюсов. В 1836 году Глинки были признаны 'выморочной усадьбой', то есть не имеющей владельца, и 'пошли по рукам'.
Недолго владел усадьбой купец Иван Тихонович Усачев, организовавший в Глинках писчебумажную фабрику. Потом он расхворался, коммерция его пришла в упадок. И Усачев, решив, что виной всему – 'дворец колдуна', перепродал Глинки братьям Алексеевым, которые пытались наладить теперь уже прядильное производство. Но и у них дела не пошли. Усадьба перешла к купчихе Колесовой. Она оказалась женщиной богобоязненной, недалекой и решительной: все скульптуры, украшавшие сад, приказала утопить в пруду. После чего ей начал являться призрак колдуна Брюса! Колесова едва не сошла с ума и поспешила избавиться от Глинок: весьма дешево продала их купцу Лопатину.
Предприниматель организовал в усадьбе фабрику по переработке хлопка. Злосчастные статуи приказал расколоть, а из обломков выстроить плотину. А в бывшей лаборатории Брюса устроил склад. Сначала в склад ударила молния, и весь хлопок мгновенно сгорел. Чудом не сгорел и сам Лопатин. Все заговорили о проклятье Брюса. Но упрямый Лопатин продолжал свою деятельность, пока при следующем пожаре не сгорела сама фабрика…
После революции усадьбу национализировали. Сначала там разместили приют и школу. В 1934 г. здесь был открыт дом отдыха, названный 'Монино'. Во время войны в Глинках располагался госпиталь. В 1972 г. неподалеку от усадьбы обнаружили целебную минеральную воду, и дом отдыха переквалифицировали в санаторий. А в 1991 г. в одном из флигелей усадьбы был создан Дом-музей графа Я. В. Брюса.