В отрочестве и юности Понтормо прошел школу у ряда выдающихся живописцев Высокого Возрождения, среди которых были Леонардо да Винчи и Андреа дель Сарто. О полном и совершенном владении мастером самыми передовыми приемами тогдашнего искусства свидетельствует фреска на вилле Медичи в Поджо-а-Кайяно, созданная Понтормо в 1519-1520 годах.
Долгое время искусство итальянского Ренессанса шло прямой дорогой подражания природе, освобождения человеческого тела от средневековой скованности, выявления индивидуальных черт человеческого духа из-под брони всепоглощающих идей сверхъестественного духовного мира средневековья. Идеал культуры Возрождения, запечатленный во множестве произведений, - это героическая в своей мощи и ясности духа человеческая личность, которой аккомпанирует как бы отражающая ее совершенство прекрасная природа. Результат этого развития оказался неожиданным: поглощенный собой человек утратил гармоническую ясность духа, освобожденный от старых скреп, он вдруг очутился над бездной, обуреваемый непонятными страшными силами. В этот момент, на пике Возрождение, мы видим на одном полюсе образы Леонардо, а на другом - сокрушенных горем героев позднего Микеланджело. Таким образом, в пору Высокого Возрождения созрела необходимость поисков принципиально новых путей развития культуры. В изобразительном искусстве это первым осознал Понтормо, явившийся основателем так называемого маньеристического, или антиклассического направления. Термин "маньеризм" в своем основании имеет слово "манера", то есть способ или характер письма, в узком смысле - стиль художественного произведения. Хотя и позднего происхождения, термин отражает определенные особенности нового направления: преобладание индивидуального вкуса над незыблемыми прежде законами подражания природе и естественности, дух формального экспериментаторства в поисках новой, недоступной Возрождению выразительности. В высокой степени эти особенности были свойственны искусству Понтормо, которое столь не походит на произведения современных ему последних мастеров Ренессанса, что кажется принадлежащим иной эпохе, иной художественной культуре.
В отрочестве и юности Понтормо прошел школу у ряда выдающихся живописцев Высокого Возрождения, среди которых были Леонардо да Винчи и Андреа дель Сарто. О полном и совершенном владении мастером самыми передовыми приемами тогдашнего искусства свидетельствует фреска на вилле Медичи в Поджо-а-Кайяно, созданная Понтормо в 1519-1520 годах. Тут изображены крестьяне, отдыхающие в самых непринужденных позах светлым теплым днем под сенью древесных ветвей. Четыре человека и собака располагаются возле низкого и очень приближенного к передней плоскости изображения парапета, остальные сидят на парапете, на ветвях дерева. Сразу над парапетом видно небо. Колорит отличается необыкновенной легкостью, воздушностью. Во фреске тесно сплавлены черты позднеренессансного стиля и новые идеи Понтормо. С одной стороны, в свободных позах художник передает столь ценимую Возрождением естественную пластику человеческого тела, но, с другой, - сложность поворотов фигур и разнообразие ракурсов доведены им до такой степени, что они уподобляются отвлеченным, музыкально-выразительным формам. Мотив парапета и возвышающегося над ним дерева позволяет, не нарушая привычной естественности пространственного окружения, в сущности, причудливо расположить фигуры на разной высоте в одной плоскости, подчинить их одному ритму, связать таинственными связями субъективной фантазии художника. Классическая условность композиций и образов Возрождения преодолевается двояко: посредством усложненности поз, превосходящей естественную целесообразность, и произвольной ритмической игры фигурами, а также вследствие небывалого прежде сюжета простонародной сцены и нового, глубокого реализма отдельных типов. Колорит близок естественности, но вместе с тем облегчен и высветлен до особой эмоциональной выразительности. В результате Понтормо удалось освободиться от износившейся или ставшей надрывной, трагической героики ренессансных образов, создать проникновенную картину счастья и покоя. Избавленные от тяжелой роли ренессансного. человека - центра Вселенной, его крестьяне беззаботно отдыхают, отдавшись волнам таинственных ритмов жизни мироздания. Однако наибольшее место в творчестве Понтормо занимают глубоко трагические образы, выразившиеся прежде всего в его церковных росписях и картинах, В созданном в 1525-1528 годах "Положении во гроб"* для церкви Санта Феличита во Флоренции все новые художественные идеи, которые мы заметили во фреске Поджо-а-Кайяно, достигают своего полного развития. Действие разворачивается на фантастическом нейтральном фоне. Фигуры громоздятся одна над другой вдоль плоскости картины, причем они как будто лишены тяжести, словно парят в различных позах. Колорит строится на чистых, диссонирующих между собой красках. Они положены крупными пятнами и создают мистическое освещение. (Эта новая палитра Понтормо сформировалась не без влияния проникнутой готическим духом живописи Северного Возрождения и в первую очередь А. Дюрера.) К искусству средневековья восходят складывающиеся в причудливые узоры, словно живые, драпировки и стереотипность ликов, в которых стерта индивидуальность черт и выражений. Однако властвует в этой картине страшное, безусловное, сокрушающее горе. Это оно не оставляет места для личного, для внимания к индивидуальному человеческому переживанию; оно лишает фигуры почвы под ногами, заставляет их парить в изломанных позах и придает жуткий мертвенный оттенок сиянию красок. В творчестве Понтормо мир получил совсем другое освещение, чем у мастеров Возрождения. Если у них человеческая личность стоит в центре мироздания, наполняя его своими импульсами и .диктуя свои законы, личность царящая или борющаяся, исполненная внутренней силы, достойная или аморальная, то у Понтормо главную роль играет некая атмосфера, некие таинственные владеющие миром силы, игралищем которых является напряженно улавливающий их человек. Эта принципиально новая позиция позволила ему совершить переворот и в портретном искусстве, снять с него классические шоры и осветить психологические глубины человеческого существа. Необходимо сказать еще, что Понтормо был одним из первых рисовальщиков
Италии, причем рисунок является едва ли не самой замечательной частью его творческого наследия. В какой-то степени такое заключение основывается на том, что рисунки сохранились в большем количестве сравнительно с живописными произведениями и на особенной свободе проявления в рисунке фантазии и экспериментального духа его искусства. В человеческом отношении, как и в своем искусстве, Понтормо представляет собой новый, неизвестный Ренессансу тип художника. Настоящее его имя Якопо Каруччи, он родился в местечке Понтормо (с чем и связано его прозвище) в семье живописца Бартоломео Каруччи и очень рано потерял всех своих близких. Он был человеком нелюдимым, чудаком, непрактичным, мечтательным, за работой забывавшим о сроках. По-видимому, художника не так волновал результат трудов, сколько их процесс, бесконечные поиски новых решений. Он готов был уничтожить свои произведения, казавшиеся другим совершенными, чтобы вновь погрузиться в поиски и еще улучшить свой замысел. Еще в ранней юности Понтормо была предсказана великая будущность, сначала Рафаэлем, а затем Микеланджело, причем любовью последнего он пользовался всю свою жизнь. Однако это отнюдь не сделало его высокомерным. Как гений, поглощенный своим искусством, Понтормо вообще мало придавал значения чужим мнениям, а будучи человеком благородной, щедрой души, никогда не знал зависти и заботливо, с любовью пестовал своих учеников.
Влияние, оказанное Понтормо на последующее развитие искусства, громадно. Среди его прямых учеников выделяется А. Бронзино.