Голландский дворянин и музыкант.В XVII веке был одним из самых известных музыкантов Голландии; мастерски играл на карильоне, отлично разбирался в настройке колокольных систем, работал с органами.
Родился ван Эйк в благородной семье, в городке Хёсден (Heusden). От рождения Якоб был слеп. В 1625-м он оставил родной дом и отправился в Утрехт (Utrecht), где стал играть на карильоне в местном соборе. К 1628-му Якоб был уже директором всех карильноов Утрехта; его познания в акустике восхищали даже таких крупных ученых, как Рене Декарт (René Descartes) и Исаак Бекман (Isaac Beeckman); работе с колоколами ван Эйк обучал практически всех звонарей Утрехта. В 1631-м он даже заказал себе небольшую клавиатуру с тридцатью колокольчиками – для тренировок в домашних условий и занятий с учениками.
В январе 1632-го Якоб назначили главным карильонером в церкви Святого Иоанна (St John's Church). Ван Эйк изучил предлагаемый ему инструмент и начал его улучшать; в сентябре 1633-го он раскрыл часть своих секретов голландскому ученом Исааку Бекману. Ван Эйк знал о колоколах практически все; никто лучше него не представлял, как форма колокола влияет на его звук.
В 1638-м Якоб отправился в Амерсфоорт (Amersfoort); его попросили починить местный орган. Позже Рене Декарт в письме известному французскому музыкальному теоретику Марину Мерсенну (Marin Mersenne) рассказывал, что ван Эйк изучал инструмент, почти не дотрагиваясь до него; насвистывая определенным образом, Якоб внимательно выслушивал отголосок, исходящий от колоколов. Чуть позже о подобном же напишут Констанин Гюйгенс (Constantijn Huygens) и Жан Альберт Бан (Joan Albert Ban).
В 1640-м Якоба наняли осмотреть еще один орган, в церкви святого Якоба (Jacobikerk). В июле ван Эйк стал одним из членов комиссии по выбору органистов и карильонеров в Хертогенбосе (Hertogenbosch).
В 1642-м Якоб настраивал колокола в церкви святого Николая (Nicolaikerk); в январе его вызвали с той же целью в Хертогенбос. Вновь в город он вернулся уже осенью – власти Хертогенбоса заказали новый карильон, и доверить его установку решили самому лучшему из подручных специалистов. Чуть позже из Хертогенбоса в Утрехт прибыл Жан Батист Верийт (Jan Baptist Verrijt) – ему предстояло занять пост городского органиста, но лишь после обучения под началом ван Эйка.
Не одними колоколами и органами занимался в то время Якоб; очень и очень неплохо он играл и на блокфлейте. Созданные им композиции для флейты были записаны кем-то из его знакомых и выпущены в качестве двухтомного сборника 'Der Fluyten Lust-hof' – 'Флейтовый сад наслаждений'. Копию первого тома выпущенного сборника Якоб послал Константину Гюйгенсу – своему далекому родственнику и одному из самых влиятельных людей во всей Датской Республике на тот момент.
В 1645-м ван Эйка назначили главным карильонером в церкви святого Якоба и в городской ратуше.
В 1646-м свет увидел второй том 'Флейтового сада наслаждений'. Вскоре после этого Якоб отправился в Девентер (Deventer) – на осмотр очередного карильона. Инструмент мастеру не понравился – ван Эйк счел его слишком легким. К решению Якоба прислушались и карильон заказали новый.
В 1649-м 'Флейтовый сад наслаждений' был переиздан – в новом, изрядно дополненном формате. Руководство церкви святого Иоанна повысило Якобу зарплату на четверть – при условии, что он будет выступать со своей блокфлейтой по вечерам.
Скончался Якоб ван Эйк 26-го марта 1657-го; в его память три часа кряду били колокола сразу в трех окрестных церквах.