Популярные личности

Якоб Обрехт

Фламандский композитор
На фото Якоб Обрехт
Категория:
Место рождения:
Гент, Бельгия
Дата смерти:
1505-08-01
Место смерти:
Феррара, Италия
Гражданство:
Италия
Читать новости про человека
Биография

Много месс, немного мотетов и совсем чуть-чуть светских песен

Обрехт был самым известным сочинителем месс в Европе в конце 15-го века. После его смерти его смог превзойти только Жоскен Депре (Josquin des Prez), ведущий представителей франко-фламандской полифонической школы.


То немногое, что известно о происхождении и раннем детстве Обрехта, взято из его мотета 'Mille quingentis'. Якоб был единственным сыном городского трубача Виллема. Мать мальчика умерла в 1460-м, в возрасте 20 лет, а отец в 1488-м, в Генте (Ghent). Скорее всего, Обрехт учился играть на трубе, как и его отец, и обучался полифонии, а также познакомился с тем, как импровизировать с кантус фирмус (cantus firmus), основой полифонической композиции.

Обрехт, по всей видимости, был знаком с французом Антуаном Бюнуа (Antoine Busnois) и был близок бургундскому двору. В одной из первых его месс прослеживаются стилистические параллели со старшим композитором, что свидетельствует в пользу знакомства Обрехта с творчеством Бюнуа. Якоба высоко ценили его покровители и коллеги-композиторы. К примеру, Иоанн Тинкторис (Johannes Tinctoris), чья научная карьера расцвела в Неаполе (Naples), внес имя Обрехта в список современных композиторов-мастеров, и это особенно почетно, потому что на момент создания списка Обрехту было всего 25 лет. Также установлено, что примерно в 1476-м одним из участников хора Обрехта был 'князь гуманистов', Эразм (Erasmus).

Будучи ученым мужем, композитором и священником, Якоб сменил ряд должностей, большинство из которых достались ему во Фландрии (Flanders) и Нидерландах (Netherlands). Однако он совершил, по крайней мере, две поездки в Италию (Italy). Первую в 1487-м по приглашению Эрколе д'Эсте I (Ercole d'Este I), герцога Феррары (Ferrara); вторую – в 1504-м. Эрколе услышал музыку Обрехта, которая, как известно, была распространена в Италии между 1484-м и 1487-м, и заявил, что оценил ее превыше музыки всех других современных композиторов. После этого он и пригласи

л Обрехта в Феррару на полгода в 1487-м. Обрехт вернулся в Феррару в 1504-м, но смерть герцога в начале следующего года оставила композитора без должности капельмейстера. В каком качестве оставался Якоб в Ферраре, доподлинно неизвестно, но факты говорят о том, что здесь он встретил свою смерть, став жертвой чумы, незадолго до 1 августа 1505-го.

На протяжении своей жизни Обрехт, в основном, сочинял музыкальные произведения религиозного характера – мессы и мотеты, а также стал автором нескольких светских песен. Комбинируя современные и архаичные элементы, Якоб вплотную подошел к стилю 'многомерной музыки'. Его стиль стал ярким примером контрапунктической экстравагантности конца 15-го века. Для своих месс Обрехт часто пользовался приемом, когда на основе мелодии в одном из голосов из многоголосья создавалось все музыкальное произведение. В других случаях композитор делил исходный материал на короткие фразы, а иной раз использовал ретроградные версии полных мелодий или мелодических фрагментов.

До нашего времени дошло 28 месс Обрехта, порядка 30 мотетов и совсем немного песен нерелигиозного характера. Свою полифоническую технику композитор сумел развить до пределов возможного, пользуясь плодами своих предшественников, в том числе Антуана Бюнуа, а также, по мнению некоторых исследователей, Жоскена Депре и Йоханнеса Окегема (Johannes Ockeghem). Стараясь приблизиться к идеалу 'ангельского' благозвучия, Обрехт был всегда верен правилам 'строгого стиля', в отличие от того же Депре.

Хотя Обрехт был известен в свое время, кажется, он не оказал особого влияния на последующие поколения. Скорее всего, композитор просто вышел из моды, наряду с другими мастерами полифонии его времени.



Поделиться: