Тяжелое детство и ряд проблем с психикой сделали из Яёи Кусамы нечто весьма и весьма необычное – женщина стала… талантливым художником. Эксцентричные и сюрреалистичные работы снискали Кусаме славу на мировом уровне; японка предвосхитила своим творчеством целый ряд направлений – и по сей день считается едва ли не основоположником современного авангардизма.
Яёи Кусама – японская художница и писательница. Прославилась рядом произведений искусства самых разных родов и разновидностей – картин, коллажей, скульптур и инсталляций. Во многих отношениях предвосхитила целый ряд концептов популярного искусства, минимализма и феминистического искусства.
Родилась Кусама в Мацумото, префектура Нагано; была она четвертым ребенком в довольно богатой и консервативной семье, сделавшей себе состояние на оптовой торговле семенами. С детских лет Кусама страдала от серьезных проблем с психикой – её мучали галлюцинации и навязчивые мысли самого широкого толка; помимо прочего, Яёи страдала от суицидальных наклонностей. По словам самой художницы, детство её изрядно осложняла еще и тяжелая на руку и склонная к физическому насилию мать. В 1948-ом Яёи ушла из дому, дабы поступить в старший класс муниципальной школы наук и искусства в Киото; там Кусама изучала стиль рисования нихонга – традиционную и довольно строгую в своей формальности школу рисования времен династии Мэйдзи (Meiji). Яёи признавала, что жесткость стандартной образовательной системы, построенной на взаимодействии учеников и учителя и предполагающей, что ученики должны поср
едством своего наставника напитываться традициями, её всегда раздражала чуть ли не на физическом уровне.
Многому Кусама училась самостоятельно; она активно работала над новыми произведениями – по большей части, довольно абстрактными. Работала Яёи на бумаге, используя в качестве инструмента акварель, гуашь и масляные краски. Впоследствии художница начала работать и над другими стилевыми образами; так, одним из наиболее известных её приемов стало активное использование орнамента 'горошек' самыми неожиданными способами. Горошком этим Кусама покрывала практически все воообразимые поверхности – стены, полы, холсты, предметы мебели и даже тела обнаженных помощников. Как признавалась сама Яёи, горошек этот пришел прямиком из её детских галлюцинаций; еще в 10 лет девочка нарисовала образ японки в кимоно (предположительно, её собственной матери), покрытый – практически до полного исчезновения – теми самыми кружками, которые стали её фирменным знаком и в дальнейшем. В своей первой серии крупных работ, озаглавленной 'Бесконечные сети', Кусама представила публике огромные – вплоть до 10 метров – холсты, целиком покрытые кружками и сетями; предполагается, что в картинах эти
Яёи воплощала все те же галлюцинации. Картины отличались невероятной сложностью и деталированностью; интересно, что создавала их Кусама со скоростью весьма и весьма впечатляющей. Подобная продуктивность также была её своеобразным фирменным знаком; примерно в это же время у Яёи выработалась еще одна интересная привычка – фотографироваться со своими новыми творениями.
С 1963-го Кусама работала над серией комнат 'Mirror/Infinity'; представляли собой эти залы довольно сложные инсталляции, украшенные зеркальные стеклом и большим количеством окрашенных шаров-мячей, расположенных на разной высоте относительно наблюдателя. Отраженный свет создавал невероятный эффект – зритель ощущал, что находится в центре бесконечного пространства.
Некоторое время проведя в Токио и Франции, Кусама в 27 лет перебралась в Штаты. В 1957-ом она обосновалась в Сиэттле (Seattle), где организовала выставку своих работ в галерее Зои Дюсанн (Zoe Dusanne). Проведя в Сиэттле год, Яёи перебралась в Нью-Йорк (New York City); к этому моменту она успела наладить активную переписку с Джорджией О'Киф (Georgia O'Keeffe) – Кусама выразила свое желание примкнуть к артистической элите города и просила у
О'Киф советы.
Переезд в Штаты на популярности Кусамы сказался весьма и весьма положительно – за сравнительно короткий срок та стала одним из лидеров авангардного движения. В 1961-ом Яёи перевезла свою студию в здание, где работали Дональд Джадд (Donald Judd) и Ева Гессе (Eva Hesse); с последней, кстати, Кусама впоследствии тесно сдружилась. Яёи ни на миг не теряла своей продуктивности, продолжая интенсивно осваивать новые стили и форматы; к 1966-му она экспериментировала со сложными инсталляциями из зеркал, источников света и музыки – причем нередко инсталляции эти занимали целые залы. Увы, с финансовой точки зрения Кусама особой успешностью похвастаться не могла, да и напряженный рабочий график на её жизни сказывался не лучшим образом. После того, как Яёи от переутомления попала в госпиталь, О'Киф убедила своего дилера Эдит Герберт (Edith Herbert) выкупить несколько работ талантливой японки – что помогло Кусаме несколько нормализовать свое финансовое положение.
В 1973-ем Кусама вернулась в Японию; пребывая в далеком от идеального состоянии здоровья, Яёи с художественной деятельности переключилась на литературную. Писала она повести, рассказы и стихи – отличав
иеся невероятной сюрреалистичностью и пугающей натуралистичностью описаний. После возвращения Яёи прошла проверку в психиатрической лечебнице – и, в конечном итоге, в ней и обосновалась. Осталась жить в лечебнице Кусама по своей воле; новая студия её располагалась неподалеку. Состояние Яёи все еще оставляло желать лучшего; наряду с проблемами физического толка имели место и проблемы ментальные – так, от суицида художницу удерживала лишь любовь к искусству. Рисовать Кусама продолжала и дальше; теперь она работала по холсту с помощью акриловых красок.
Переезд в Японию не лучшим образом сказался на популярности Кусамы; вспомнили о ней лишь в 80-х и 90-х – серия ретроспективных проектов вернула Яёи славу. Даже отметив свой 90-ый день рождения, Яёи не прекратила представлять миру новые необычные работы; как и раньше, Кусама работала во множестве дисциплин сразу, выдавая необычные и чрезвычайно яркие произведения искусства с вызывающей всяческого уважения продуктивностью. Яёи все также продолжает экспериментировать с концепцией бесконечности, работая со светом и зеркалами; считается, что одной из ключевых тем её творчества является странное сочетание жизни и смерти