Государственный деятель, генерал-полковник инженерно-технической службы (1944), Герой Социалистического Труда (1944), дважды лауреат Сталинской премии (закрытые присвоения).
Вячеслав Александрович Малышев был талантливым инженером-конструктором и крупным руководителем промышленного производства. Свой трудовой путь начинал на железной дороге машинистом. Инженерное образование получил в Московском Высшем техническом училище (МВТУ им. Баумана), которое окончил в 1934 году. Его защита диплома превратилась в творческое собеседование зрелого инженера В.А. Малышева с экзаменаторами. От своего учителя А.Н. Шелеста, члена государственной экзаменационной комиссии, тоже в свое время окончившего Высшее императорское техническое училище (так называлось до революции МВТУ), дипломник услышал лестное: «Да это же прирожденный директор!» И он им стал уже в мае 1938 года, в возрасте тридцати шести лет, когда по просьбе народного комиссара машиностроения А.Д. Брускина его назначили директором завода им. Куйбышева. Вячеслав Александрович вникал в каждую мелочь, он постоянно находился в производственных цехах и, если нужно, строго спрашивал за упущения. Но на Малышева народ не обижался, потому что в первую очередь он не щадил себя.
Как-то измученный замечаниями Малышева один из руководителей броневого главка в танкопроме обиделся и начал роптать:
— Да что вы, Вячеслав Александрович, все ругаете да ругаете! Может, мне лучше на завод вернуться?..
И тогда последовал ответ Малышева:
— Работайте. А я только дураков не ругаю — бесполезно…
А в это время события в мире и в стране развивались буквально в бешеном темпе…
В начале 1939 года произошла реорганизация производства. Наркомат был разделен на три новых: общего машиностроения, среднего машиностроения и тяжелого машиностроения. Малышева это коснулось впрямую. Его срочно вызвали в Москву, к Сталину. Вот как эти события описывает В. Чалмаев в книге «Малышев» из серии «Жизнь замечательных людей».
«Вызов в Москву для директора Коломенского завода им. Куйбышева был полной неожиданностью. Выехал немедленно на заводской машине, и, как на грех, в пути пришлось два раза менять баллоны. И как часто в таких случаях бывает, опоздал на прием к Сталину на целых полтора часа.
Сталин встретил его вопросом:
— Вы что, из Коломны через Тверь ехали?
Малышев объяснил причину опоздания:
— Да, техника подводит, когда ею не владеют…
— Мы вызвали вас, чтобы назначить народным комиссаром тяжелого машиностроения.
— Я на этот пост не готов, я и директором работаю всего год. Я могу быть свободен? — не найдя других слов, заговорил Малышев, волнуясь и еще не очень уверовав в свершившееся…
Разрядил ситуацию К.Е. Ворошилов, поймав нового наркома за руку, он дружески задержал его:
— Как это так свободен? А где же бутылка на наковальню? У нас, старых паровозников, в Луган-ске так раньше было, не знаю, как у вас в Коломне. Вот тогда и будешь свободен.
Так состоялось его назначение на пост наркома одной из самых тяжелых отраслей советской индустрии».
В подчинение бывшему директору завода были переданы 86 заводов, пять НИИ, четыре учебных института, двенадцать техникумов.
Аппарат наркомата тяжелого машиностроения состоял из 850 человек, 700 из которых были выдвинуты на новые должности.
В конце 1939 года три наркома: обороны —
К.Е.Ворошилов, тяжелого машиностроения — В.А. Малышев и среднего машиностроения заявили в ЦК о создании танков, равных которым нет мире. Речь шла о тяжелых танках, разрабатываемых в КБ на Кировском заводе, где над их созданием трудился коллектив во главе с главным конструктором Жозефом Котиным.
Макет этого танка в трехбашенном варианте был показан Сталину, Котин лично давал пояснения вождю по его конструкции.
Сталин неожиданно подошел к макету и, сняв одну башню, глуховато сказал: «Нечего делать из танка «Мюр и Мерилюз».
Работа над проектом была, как известно, прекращена, а танк КВ решено было делать однобашенным. Он вскоре прошел фронтовые испытания в Совет-ско-Финляндской войне. За действиями танков КВ при преодолении линии Маннергейма в первой линии наступающих войск наблюдали маршал С.К. Тимошенко, генерал-полковник К.А. Мерецков, секретарь Ленинградского обкома А.А. Жданов и главный танкист страны Д.Г. Павлов. Танки показали себя блестяще.
Во время короткой передышки с 3 августа 1939 года по 22 июня 1941 года, благодаря напряженному труду танкостроителей, конструкторов и рабочих, на вооружение в Красную Армию было поставлено 638 танков КВ и 1115 танков Т-34, которые успешно прошли всю войну, показав свои преимущества над немецкими машинами такого же класса.
Будучи наркомом тяжелого машиностроения, Малышев большую часть своей энергии отдавал производству танков. Он сумел эвакуировать на Урал основную производственную базу по производству танков из Ленинграда (Кировский и Северный заводы), а также заводы из Сталинграда, Харькова и Москвы. Благодаря его кипучей энергии и напору часть заводов из других отраслей промышленности также были переключены на выпуск танков, в том числе судостроительный завод «Красное Сормово» в г. Горьком (директор завода Е.Э. Рубинчик, главный инженер Г.И. Кузьмин).
В 1943 году В.А. Малышев постановлением Государственного Комитета Обороны назначается наркомом танковой промышленности.
Человек кипучей энергии, он постоянно был на «поле боя» — в цехах, на полигонах, на фронте. И своей энергией он, как факел, зажигал сердца рабочих и инженеров, заставляя — ради фронта, ради Победы — работать на пределе человеческих возможностей. Себя он щадил меньше всего — и танковые заводы выполняли и перевыполняли план. Ведь танки нужны были фронту.
В.А. Малышев часто бывал на фронтах, в танковом корпусе А.Л. Гетмана, в войсках, обороняющих Сталинград. На Сталинградском тракторном заводе, выпускающем танки, вместе со своим заместителем Гореглядом они оказались буквально на передовой — на их глазах немецкие танки, атакуя, чуть не прорвали нашу оборону. Ситуация сложилась критическая. Тогда прямо из сборочного цеха, лязгая гусеницами, в бой пошли еще не окрашенные, страшные, завод-ские танки — все, что могло двигаться и стрелять. Свыше 50 машин под командованием инженера-технолога завода. «Ничего подобного мы не видели, — вспоминал впоследствии адъютант Паулюса, полковник В. Адам. — Генерал Виттерсгейм предложил командующему 6-й армии отойти от Волги. Он не верил, что можно взять этот гигантский город».
Так воевал во главе танкостроителей страны полководец танкопрома генерал-полковник инженерно-технической службы В.А. Малышев. Это под его руководством шли в стратегическое наступление на фронтах Великой Отечественной танковые армады в составе 86 тысяч танков и 23 тысяч самоходных артиллерийских установок. Стальные воины Т-34, КВ, ИС, а также САУ-76 и 85, СУ-100, САУ-122 мм, САУ-152, называемые зверобоями, стали героями многих решающих сражений. И в завершение рассказа о Вячеславе Александровиче Малышеве приведу высказывание члена Государственного Комитета Обороны А.И. Микояна, сделанное им в 1977 году, на мой взгляд, очень точно характеризующее сталинского наркома:
«Я с ним познакомился, когда он стал наркомом и зампредом совнаркома. Особенно мне он понравился во время войны. Мне было любо смотреть на него, с каким огоньком он работал, став наркомом танковой промышленности. Он был не только знающим инженером, но и большим организатором, а инженерно-организаторская деятельность очень важная в наших условиях. Хороших инженеров много, а крупных организаторов-инженеров мало, даже очень мало. Это не только из-за опыта его, но и личного дарования.
В конце войны все мы убедились, каким талантливым организатором был Малышев, каким пламенным руководителем, умевшим собрать вокруг себя талантливых людей и выполнить то, что возлагалось на него. И не случайно, когда встал вопрос о создании в СССР атомной промышленности, именно Малышев был направлен в качестве руководителя вновь создаваемой отрасли».