Популярные личности

Вячеслав Башкиров

Летчик истребитель
На фото Вячеслав Башкиров
Категория:
Дата рождения:
1915-04-22
Место рождения:
с. Иванине Льговского, Курская область, Россия
Дата смерти:
2001-02-15
Место смерти:
Москва, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Политрук В. Ф. Башкиров сбил в воздушных боях 6 самолётов противника ( 4 - Ju-88 и 2 - Ме-109F ). Его эскадрилья за это же время уничтожила 18 самолётов. 8 Февраля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.


Родился 22 Апреля 1915 года в селе Иванине Льговского ( ныне Курчатовского ) района Курской области, в семье крестьянина. Окончив 7 классов средней школы, учился в Воронежском техникуме Гражданского Воздушного Флота. С 1932 г. работал в Москве. Без отрыва от производства окончил Центральный аэроклуб СССР ( в 1935 году ) и школу лётчиков - инструкторов. Работал в Москве инженером - конструктором Аэропроекта Гражданского Воздушного Флота.

В 1940 году, после окончания Всесоюзного индустриального института, был призван в ряды Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков ( учился в группе Ивана Кожедуба и был его лучшим выпускником ). Затем окончил курсы военных комиссаров в городе Батайске Ростовской области.

На фронтах Великой Отечественной войны с 1941 года. Служил в авиачастях ПВО комиссаром эскадрильи, заместителем командира полка по политчасти. Особенно отличился в боях за Сталинград, личным боевым примером воодушевлял остальной лётный состав на боевые подвиги.

Лишь в Августе 1942 года военком эскадрильи 788-го истребительного авиационного полка ( 102-я истребительная авиадивизия, Войска ПВО территории страны ) Политрук В. Ф. Башкиров сбил в воздушных боях 6 самолётов противника ( 4 - Ju-88 и 2 - Ме-109F ). Его эскадрилья за это же время уничтожила 18 самолётов. 8 Февраля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего совершил 312 успешных боевых вылетов, сбил 18 самолётов противника.

После войны продолжил службу на ответственных должностях в Войсках ПВО. В 1950 году заочно окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, а в 1955 году - Военно - Воздушную академию. С 1966 года Генерал Майор авиации В. Ф. Башкиров - в запасе. Жил в Москве. Работал начальником управления международных перевозок "Главаэрофлота". Затем, долгое время был начальником Центрального Дома авиации и космонавтики. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями. Умер 15 Февраля 2001 года.

* * *

На столе перед нами - объёмистый альбом со снимками разных лет. На этих снимках запечатлены многие памятные моменты из богатого жизненного пути заслуженного ветерана нашей авиации Генерала Вячеслава Филипповича Башкирова. Слушая неторопливые пояснения собеседника, невольно думаю: место этому альбому не в личном архиве, а в научно - исторических фондах, и не в запасниках, а на стендах для всеобщего обозрения, как одному из ярких свидетельств становления и роста наших авиационных кадров.

- Нет, нет, - решительным жестом отметает Башкиров такое предположение, - есть люди, сделавшие для авиации куда больше...

На одной из первых страниц альбома с любительской фотографии смотрят трое молодых, похожих друг на друга людей: братья Башкировы. Все они - лётчики. Старший, Николай, погиб при испытании нового самолёта. Младший, Александр, отдал жизнь за Родину в 1941 году, охраняя небо Москвы от вражеских бомбардировщиков. А у среднего брата, Вячеслава, жизнь в авиации сложилась по - своему.

14-летним комсомольцем он поступил в Воронежский техникум Гражданского Воздушного Флота. Сохранился снимок из дипломной работы: общий вид спроектированного им двухсекционного ангара. С 1932 года молодой специалист в Москве, стал работать в научно - исследовательском учреждении, разрабатывавшем перспективы развития гражданской авиации. Как стахановца, выполнявшего нормы на 130 - 150 процентов, и активиста Осоавиахима, обладателя Почётной грамоты, подписанной легендарным командармом С. М. Будённым, по путёвке комсомола Вячеслава Башкирова направили в Центральный аэроклуб СССР. Окончив его без отрыва от производства, он стал летать инструктором в спортивном отряде. Затем была учёба в индустриальном институте.

За год до того как началась Великая Отечественная, в жизни Вячеслава произошли значительные перемены: Тимирязевский райвоенкомат столицы направил его в военное авиаучилище. Инструктором, учившим пилота - спортсмена летать на боевом И-16, был будущий трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. В книге "Служу Родине" прославленный советский ас, вспоминая первых подготовленных им лётчиков, тепло говорит о Башкирове, прочно освоившем азбуку воздушного боя, правила, которым должен следовать истребитель в схватке с противником.

Там, на аэродромах авиаучилища, их обоих - инструктора Кожедуба и курсанта Башкирова и застала война. На её фронтах они не встречались. Но оба кое - что слышали друг о друге. Кожедуб, ещё продолжая быть лётчиком - инструктором, узнал о том, что его воспитанники, в том числе и Башкиров, отличились в Сталинградской битве. А Башкиров, уже став Героем Советского Союза, впервые прослышал о боевых успехах своего училищного наставника, только что начавшего драться с врагами в небе под Курском. В том же небе тогда сражался и Башкиров. А свиделись они лишь после победы. И не только свиделись, но тя вновь подружились, продолжая прокладывать в любимой авиации каждый свой маршрут.

Вовсе не сразу после выпуска молодой военный лётчик Башкиров попал на фронт. Сначала - курсы политсостава Военно - Воздушных Сил, где наряду со спецпрограммой он освоил новый самолёт Як-1. И только тогда получил наконец назначение - комиссаром эскадрильи 102-й авиадивизии, прикрывавшей от вражеских ударов с воздуха Сталинград. В огненной купели исторического сражения на берегах Волги и получил авиационный политработник боевое крещение, был удостоен ордена Ленина и геройской медали "Золотая Звезда".

Лётчики 788-го истребительного авиационного полка первыми в дивизии открыли счёт истребления вражеских самолетов. 1 Января 1942 года сержант Ю. В. Лямин на самолёте Як-1 таранным ударом сбил бомбардировщик Ju-88. В Июле - Августе лётчики полка первыми приняли на себя основную тяжесть борьбы с истребителями противника. Кроме прямой задачи по обороне Сталинграда полк прикрывал войска на поле боя и производил воздушную разведку.

Отвагу, мужество и высокое воинское мастерство в боях с врагом проявили лётчики военный комиссар эскадрильи политрук В. Ф. Башкиров, сбивший в воздушных боях при обороне Сталинграда 7 самолётов

, Старший лейтенант Г. К. Гультяев, сбивший 18 самолётов, командир эскадрильи Капитан Н. А. Козлов, сбивший при обороне Сталинграда за два дня 4 немецких самолёта, в том числе один из них тараном, Майор В. Г. Каменщиков, сбивший 5 самолётов, Капитан М. А. Чумаков, сбивший 14 самолётов противника, и многие другие. Почти все из них были удостоены звания Героя Советского Союза.

Патрулируя над городом, дивизия, в которой начал службу молодой комиссар эскадрильи, в то же время привлекалась и к решению других задач. Маршал Советского Союза А. И. Ерёменко, командовавший в ту пору войсками, защищавшими волжскую твердыню, в своих мемуарах уже после войны писал: "102-я истребительная авиационная дивизия с приближением линии фронта к Сталинграду в основном выполняла задачу по охране своих наземных войск на линии фронта. Боевые вылеты в большинстве случаев заканчивались групповыми воздушными боями. При этом нередко приходилось иметь дело с превосходящими силами истребительной и бомбардировочной авиации противника. Личный состав 102-й истребительной авиационной дивизии с честью выдержал это испытание". И в других военно - исторических изданиях действия этого соединения, выполнявшего ещё и штурмовые удары по немецким войскам, оцениваются столь же высоко. Предметом законной гордости Башкирова является то, что в боевые подвиги дивизии вложена частица и его посильного ратного труда.

130 боевых вылетов сделано комиссаром эскадрильи в сталинградском небе. Он выполнял боевые задания крылом к крылу с другими лётчиками. И, кроме того, каждодневно, ежечасно вёл политическую работу, которая помогала укреплять воинскую дисциплину, повышать организованность и эффективность действий авиаторов. Показывая личный пример в мужественном выполнении воинского долга, политрук Башкиров в иные, наиболее напряжённые дни обороны Сталинграда уходил в воздух по 5 - 6 раз.

Одной из действенных форм широкой и оперативной пропаганды боевого опыта передовиков в эскадрилье оказались регулярно выпускаемые рукописные "боевые листки". Из них авиаторы, находясь у самолётов, могли быстро узнать, кто из однополчан отличился в последнем вылете, как удалось достичь успеха в схватке с воздушным противником. Такой "боевой листок", датированный 24 Августа 1942 года, сохранился у Башкирова и после день. На пожелтевшем от времени листе плотной бумаги - незамысловатый рисунок, выполненный цветными карандашами. А под ним - несколько заметок, написанных торопливой рукой. Одна из них посвящена комиссару эскадрильи.

Припомним, какими грозными для всех сталинградцев были те Августовские дни. В 6-томной "Истории Великой Отечественной войны" говорится так: "Во второй половине дня 23 Августа немецкая авиация нанесла по Сталинграду сильный удар. Налёт сотен бомбардировщиков продолжался несколько часов. На следующий день немецкая авиация продолжала бомбить город. В течение суток фашистские лётчики совершили около 2000 самолёто - вылетов на Сталинград". В этом массированном ударе врага участвовали лучшие бомбардировочные эскадры 4-го Воздушного флота Люфтваффе под командованием Генерала Рихтгофена. Их сопровождали группы истребителей - асов из соединений "Удет" и "Мельдерс", обычно используемые вражеским командованием на главных направлениях действий своих войск.

Вместе с другими советскими авиаторами эти налёты отражали и лётчики 102-й дивизии. И на земле, и в воздухе всё клокотало огнём. Под взрывами бомб рушились дома, возникали пожары, гибли люди. Горело и небо над Волгой. Его рассекали трассы пушечно - пулемётных очередей. Оно вспухало сотнями разрывов зенитных снарядов. С него пылающими факелами падали на землю сбитые "Юнкерсы", "Хейнкели" и "Мессершмитты". Заметка в эскадрильском "боевом листке" рассказывала, что в тот день комиссар Башкиров, несколько раз поднимаясь в воздух, уничтожил 2 бомбардировщика и 1 истребитель противника. Три победы за один день - пример, достойный подражания !

И снова воздушные бои. В одном из них, Сентябрьском, Башкирова постигла неудача. Его машину подожгли "Мессеры". Пришлось на высоте 4000 метров выпрыгнуть с парашютом. Вражеские пилоты продолжали атаковать советского лётчика: ранили его в ноги, продырявили купол и перебили стропы парашюта. Башкиров приземлился на ничейной полосе. Наши танкисты, вызволив его из беды, доставили в полевой госпиталь, расположившийся на Тракторном заводе.

В начале 1943 года, когда окружённая нашими войсками на берегах Волги более чем 300-тысячная группировка врага капитулировала, Башкиров, освоив полёты на Ла-5, получил новое назначение - заместителем командира по политчасти вновь создаваемого авиаполка. 907-й истребительный полк особого назначения формировался под Тулой. К весне он был укомплектован самолётами ( две эскадрильи - "Лавочкиными", третья - "Яковлевыми" ), пополнился личным составом. Полку вручили боевое знамя. Впервые, накануне отлёта в прифронтовую зону, его развернули перед строем лётчиков и техников 1 Мая. В альбоме Башкирова сохранилась вырезка из "Правды" той поры: снимок, сделанный на аэродроме. Авиаторы возле самолётов слушают первомайский приказ Верховного Главнокомандующего, в котором перед советскими воинами ставятся новые задачи, достойное выполнение которых приблизит победу над врагом. Приказ читает Гвардии Подполковник Башкиров.

Перелетев поближе к фронту, 907-й полк оказался в местах, близких сердцу Башкирова, на Курщине. Базировались под Курском, недавно освобожденным от врагов. Главная задача - надёжная охрана от ударов с воздуха Курского железнодорожного узла. Патрулировали над ним и днём, и ночью. Входя в такой патруль, Башкиров не раз с большой высоты старался найти на земле, проплывавшей под крыльями "Лавочкина", родное Иванино: там - пережившие фашистскую оккупацию отец - Филипп Тихонович и мать - Матрена Андреевна. Знал, что они живы, и, разумеется, очень хотел повидать.

Время тому пришло чуть позднее, после того как полк вместе с другими авиачастями успешно отбил Июньские массированные налёты врага на Курск. В них, как бы предварявших задуманную врагами летнюю операцию 1943 года - "Цитадель", принимали участие сотни немецких бомбардировщиков. Набрав у себя в тылу, за линией фронта, большую высоту

, они группами на пологом планировании устремлялись к цели. Но их, засеченных радиолокаторами ещё на дальних подступах к Курску, перехватывали наши истребители, в том числе 907-го полка, и навязывали воздушные бои.

Летом 1943 года, при подготовке наступления на Курской дуге, противник произвёл на железнодорожный узел Курск два массированных налёта ( 22 Мая и 2 Июня ), в которых принимало участие около 1050 самолётов.

В налёте 22 Мая участвовало до 170 самолётов противника. При отражении этого налёта отличились лётчики 101-й истребительной авиационной дивизии ПВО, сбившие более 10 самолётов противника. Мужественно и стойко сражались с врагом лётчики истребительной авиации ПВО и во втором налёте врага. В ожесточённых боях 2 Июня они сбили 54 самолёта противника. Заместитель командира полка по политчасти Герой Советского Союза Майор В. Ф. Башкиров в 5 воздушных боях сбил 2 самолёта противника.

В одной из воздушных схваток замполит полка Башкиров меткой очередью сразил вражеский самолёт. Тот, судя по докладам, упал поблизости от Иванина. Ну как же лично не проверить то, что наблюдалось в воздухе ! Спросив разрешения у начальства, Вячеслав Филиппович на связном По-2 полетел в родные места. Приземлился на знакомой с детства полянке, у деревенской околицы. И надо ли говорить, сколько было радости ! У хаты Башкировых все те считанные часы, пока лётчик пробыл дома, толпились односельчане. Каждому хотелось посмотреть на заслуженного земляка, дотронуться до его Золотой Звезды да и порасспросить, не знает ли он чего о тех иванинских, кто тоже сражается за Родину ?

В дни битвы на Курской дуге в полку отличились многие. Командир части Николай Козлов и комоск Анатолий Гультяев стали Героями Советского Союза. Башкиров удостоился новых наград: орденов Красного Знамени и Отечественной войны. Битва та памятна ещё одним событием: политработнику полка, охранявшего небо над Курским железнодорожным узлом, было поручено вручить коллективу трудящихся Красное знамя Государственного Комитета Обороны, которым он награждался за самоотверженный труд в прифронтовой зоне. Курский узел не прекращал работы ни на сутки, пропуская через себя сотни и сотни эшелонов с боевой техникой и воинскими грузами, нужными соединениям Центрального и Воронежского фронтов.

- Пришлось тогда немало поволноваться, но поручение, столь необычное для меня как полкового политработника, всё же выполнил, - вспоминает Вячеслав Филиппович. - Железнодорожники собрались неподалёку от станции, в овражке ( на случай воздушного налёта ). Приехали партийные и советские руководители области. Знамя принял из моих рук начальник железнодорожного узла Петр Алексеевич Шубин. Я коротко сказал, что мы, советские воины, гордимся успехами железнодорожников, всех трудящихся Родины, которые помогают нам громить врага. Потом выступили машинисты, рабочие депо, ремонтники. Впечатление от того митинга осталось огромное...

Этим впечатлением полковой политработник поспешил сразу же поделиться со своими лётчиками и техниками, постарался как можно ярче передать им чувства непоколебимой уверенности в силах воинов Советской Армии, уверенности, о чём говорили железнодорожники. Что же касается Шубина, принявшего знамя ГКО, то Башкиров из газет вскоре узнал: тот удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Уже после войны им довелось свидеться вновь. И где - в Большом Кремлевском дворце, на съезде профсоюзов ! Они, как и тогда, в овраге под Курском, крепко обнялись, долго не расставались: обоим, герою боев и герою труда, было о чём поговорить...

Неотвратимо тесня противника, наши войска двигались на запад. Вслед за линией фронта перемещался на новые аэродромы и 907-й полк. Были бои под Нежином, Броварами, где от целости переправ через Днепр зависел успех войск 1-го Украинского фронта. И всё это время Башкиров старался сочетать свою деятельность замполита с лётной службой. В этой службе он был примером для многих лётчиков, особенно молодых.

Летать и драться так, как комиссар полка, - это было одним из девизов молодых пилотов, приходивших в часть. Запомнился Башкирову Иван Поляков - юноша из Вольска, с завода "Большевик". Он буквально рвался в небо, старался не пропустить ни одного полёта. Башкирову приходилось даже урезонивать молодого истребителя: не будь торопыгой, войне ещё не конец. Когда шли бои под Коростенем, Вячеслав Филиппович, руководя полётами, поднял в воздух на перехват "Юнкерса" Полякова. Догнав вражеский самолёт, отважный пилот атаковал его несколько раз. Задымив, "Юнкерс" продолжал лететь по курсу. А на "Лавочкине" кончились боеприпасы. Поляков таранил врага...

Башкиров ездил на место падения самолётов. В обломках вражеской машины обнаружили трупы 4-х авиаторов. В их планшетах нашли весьма важные оперативные документы. Иван Поляков, совершив подвиг, погиб. Ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

Когда в 1944 году завершилась операция "Багратион", в ходе которой от врагов была освобождена Белоруссия и наши войска ступили на территорию Восточной Пруссии, Вячеслава Филипповича снова ранило, и очень сильно. В течение долгих месяцев ему пришлось носить тугой корсет, который жёстко, подобно гипсовой повязке, охватывал спину и грудь. О боевых полётах, счёт которых уже перевалил за 300, и думать не приходилось. Утешало одно: всё же внёс в дело победы посильный вклад - сбил 18 самолётов врага. За это время он освоил истребители многих типов: И-16, Р-40 "Киттихаук", Як-1, Р-39 "Аэрокобра", Ла-5.

А после Великой Отечественной - ещё более 30 лет жизни в авиации. Некоторое время работал в том самом учреждении, в котором начинал свой авиационный путь. Закончив Военно - Воздушную академию, трудился в штабе ВВС. И снова - в Аэрофлот. На его внутренние и международные линии выходили всё новые, более совершенные самолёты, и том числе и реактивные. С каждым годом возрастал объём пассажирских и грузовых воздушных перевозок. Осваивая полёты на новых машинах, работая заместителем начальника Главного управления гражданской авиации, Башкиров внёс весомый вклад в улучшение и совершенствование организации лётной работы всех предприятий Аэрофлота, за что и был награждён орденом Трудового Красного Знамени.



Поделиться: