Герой Советского Союза, командир атомной подводной лодки "К-8" (проект 627А) 162-й бригады 17-й дивизии подводных лодок Йоканьгской военно-морской базы Краснознамённого Северного флота, капитан 2 ранга.
Родился 7 октября 1932 года в селе Ивановское Рыльского района Курской области в крестьянской семье. Русский. Член КПСС с 1960 года. Окончил среднюю школу.
В Военно-Морском Флоте СССР с 1951 года.
В 1955 году окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания, а в 1965 году — высшие офицерские специальные классы ВМФ.
Службу проходил на Краснознамённом (с мая 1965 года) Северном флоте (КСФ), и считался опытным специалистом по дизельному подводному флоту: будучи командиром минно-торпедной боевой части (БЧ-3) на дизельной подводной лодке, был награждён орденом Красного Знамени — за испытание в 1955 году первой атомной торпеды на Новой Земле…
30 мая 1966 года капитану 3-го ранга Бессонову В. Б. присвоено воинское звание «капитан 2-го ранга».
С 1968 года В. Б. Бессонов — старший помощник командира атомной подводной лодки (АПЛ) «К-8» 162-й бригады подводных лодок КСФ (посёлок Гремиха Мурманской области).
Именно он принимал эту подлодку, прибывшую в том же 1968 году из Северодвинска после ремонта и модернизации, а в 1970 году, — в ночь с 15 на 16 февраля, капитан 2-го ранга В. Б. Бессонов, уже в качестве командира корабля, вывел эту субмарину из Святоносского залива Кольского полуострова в свой первый самостоятельный автономный поход в Атлантику.
АПЛ «К-8» находилась в плавании почти два месяца, выполняя задачи боевой службы в Средиземном море. При возвращении она получила приказание участвовать в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях «Океан-70», в которых участвовали силы всех флотов СССР. Её задачей было обозначение подводных сил «противника», прорывающихся к берегам Советского Союза. Начало учений планировалось на 14 апреля, окончание — к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина — 22 апреля 1970 года. Однако вечером 8 апреля 1970 года, когда подлодка находилась севернее Азорских островов (Бискайский залив), при всплытии «К-8» с глубины 160 метров под перископ для сеанса радиосвязи возник пожар в рубке гидроакустиков, расположенной в центральном посту (ЦП) АПЛ. В течение минуты по сигналу аварийной тревоги в ЦП прибыло всё командование лодки и её командир, начавший руководство борьбой за живучесть корабля. Одновременно поступил доклад о пожаре в 7-м отсеке, где горела регенерация. Далее пожар распространился на другие кормовые отсеки. Ещё через пять минут лодка всплыла в надводное положение…
Трое суток в невероятно тяжелых условиях экипаж вёл мужественную борьбу за спасение атомохода: капитан медицинской службы Арсений Соловей в задымленном отсеке надел свой дыхательный аппарат на прооперированного незадолго до пожара старшину Юрия Ильченко. Зная, что погибнет от угарного газа, он отдал свою маску больному. Погиб на боевом посту весь состав первой смены главной энергетической установки (ГЭУ) АПЛ: инженер-капитан 3-го ранга В. Г. Хаславский, инженер-капитан-лейтенант А. С. Чудинов и старшие инженер-лейтенанты Г. В. Шостаковский и Г. Н. Чугунов. Видя, что пламя вот-вот ворвётся в пост ГЭУ, офицеры наглухо задраили двери, зная, что выхода наружу уже не будет. Погибая, они успели заглушить ядерный двигатель. Расчёт ГЭУ ценой своих жизней сделал главное — предотвратил возможность теплового взрыва. Много людей скопилось в восьмом отсеке. Их выводили через верхний люк. К сожалению, концентрация окиси углерода в отсеке была уже смертельной. И хотя товарищи пытались спасать вынесенных, из 16-и бывших в восьмом отсеке, не удалось спасти никого… Старшина 1-й статьи Леонид Чекмарёв отказался покинуть аварийную АПЛ и остался до последней минуты жизни рядом с командиром, сказав: «Пусть вместо меня уходит кто-нибудь из молодых матросов. У нас ведь и женатые есть, и с детьми…»
Решив после возникновения пожара немедленно всплывать, командир АПЛ. В. Б. Бессонов обеспечил спасение более чем половине экипажа. Однако вторая половина, 52 человека, включая самого Бессонова, нашла свою смерть на подлодке, положив начало трагическим авариям советских атомных субмарин (к этому времени на дне Атлантического океана уже лежали две американские АПЛ — «Трешер» и «Скорпион»)…
В 6 часов 13 минут 12 апреля 1970 года на всех трёх судах Морского флота СССР, прибывших на помощь морякам-подводникам — «Саша Ковалев», «Комсомолец Литвы» и «Касимов», наблюдали динамический удар, после чего «К-8» исчезла с экранов радиолокаторов… Тело командира подлодки капитана 2-го ранга Всеволода Борисовича Бессонова пытались поднять на борт спасатели. Его схватили за окоченевшую руку, в которой был зажат список экипажа. Но штормовая волна навсегда унесла Бессонова в океан. Выхватили только список. Даже мёртвым он выполнял свой командирский долг…
На подошедшей к месту трагедии плавбазе «Волга» оставшиеся в живых члены экипажа были доставлены в Североморск, где уже работала правительственная комиссия по расследованию причин катастрофы. На однотипной с «К-8» — АПЛ «К-181» спасённые члены экипажа для восстановления ситуации полностью проиграли весь ход событий на «К-8», что существенно помогло понять ход развития аварии. Вывод членов комиссии был единодушным — командир действовал грамотно, правильно, решительно.
Всю команду — и мёртвых и живых представили к государственным наградам. Офицеров и мичманов, а также всех погибших — независимо от воинского звания наградили орденами Красной Звезды, оставшихся в живых матросов — медалью Ушакова.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1970 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, капитану 2-го ранга Бессонову Всеволоду Борисовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Именами командира «К-8» В. Б. Бессонова и корабельного врача А. М. Соловья названы улицы посёлка Гремиха.