Владлен Давыдов – народный артист РСФСР (1969), лауреат двух Государственных (Сталинских) премий СССР (1950, 1951), Государственной премии РФ (1998), академик Национальной академии кинематографических искусств и наук. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004), Дружбы народов (1984), «Знак Почета» (1950), Почета (1998), Петра Великого (2004).
Родился 16 января 1924 года в Москве. Мать – Давыдова Серафима Лолиевна (1898–1941). Супруга – Анастасьева Маргарита Викторовна, заслуженная артистка России, играет во МХАТе имени А.П. Чехова, автор книги «Век любви и печали». Сын – Андрей, заслуженный артист России, играет во МХАТе имени А.П. Чехова. Внучка – Люба. Внук – Феликс.
Владлен плохо знал отца, вырос на попечении матери, с энтузиазмом советского времени отдававшей себя работе и потом тяжело заболевшей.
Истинным воспитателем юного Владлена был Московский Художественный театр. Под его влиянием сформировались давыдовские идеалы и вкусы в искусстве. Этот театр отличался мастерством тончайшего психологического реализма. Лучшие черты русской интеллигенции он пытался в качестве примера подлинной духовности привносить в идеологию Страны Советов. Давыдов влюблялся в образы людей, оживавших на сцене, а за ними – и в создавших их актеров. Школьником он писал им письма на листочках, вырванных из тетрадок. Его адресатами были В. Качалов и И. Москвин, классики, прославленные мастера МХАТа.
Будучи учеником 5-го класса, Давыдов впервые выступил публично со словом о любимом театре. Дважды побывав на новом спектакле «Платон Кречет», он написал о своем восторге в «Пионерскую правду». Собираясь посмотреть спектакль и в третий раз, он категорически заявил: «Когда я вырасту, то буду артистом именно в этом театре». Это было сказано в декабре 1935 года. Тогда к кумирам Давыдова добавился еще один: артист Добронравов, раскрывший черты подлинного интеллигента в образе талантливого советского хирурга Платона Кречета, противостоявшего партийному карьеристу Аркадию.
Удивительно, но факт: Давыдов воплотил в жизнь свое стремление и стал артистом «именно в этом театре».
В 1943 году он поступил в Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе, успешно окончил ее в 1947 году и был принят в театр. Его прекрасные внешние данные, творческая воля и целеустремленность этому поспособствовали.
Курс, на котором учился Давыдов, был первым набором студентов в только что открывшемся учебном заведении, призванном осуществить своеобразный эксперимент по воспитанию актера в непосредственной близости к театру. Театр готовил себе смену в своих традициях. К студентам приходил В.И. Качалов, читал им стихи. На экзаменах присутствовала О.Л. Книппер-Чехова. Преподавали лучшие мхатовские мастера.
Первую роль в спектакле МХАТа Давыдов получил через год работы на сцене. Это был Апрель в сказке Маршака «Двенадцать месяцев» (1948). Роль маленькая, по которой нельзя было предполагать, что через два года он станет известным актером. Произошло же это благодаря кинематографу.
Роль майора Кузьмина в фильме Григория Александрова «Встреча на Эльбе» (1949) принесла Давыдову не только известность и необычайный успех у зрителя, но и официальное признание: он был удостоен Сталинской премии (1950). Его майор был обаятелен, прост и находчив в сложных ситуациях. В нем воплощался эдакий идеальный образ советского офицера, принесшего странам Европы освобождение от фашизма и преподающего им теперь начала мирной жизни.
1950 год был значителен для Давыдова не только присуждением ему Сталинской премии и награждением орденом «Знак Почета». Во МХАТе он в том же году сыграл главную роль Родиона Васильцова в спектакле «Вторая любовь» по роману Е.Ю. Мальцева. Его Родион – фронтовик с медалями на груди, отличный работник, имевший лишь один недостаток: раздутое тщеславие. Поэтому односельчанам пришлось его перевоспитывать. Такова была «бесконфликтная» драматургия 1950-х годов. Спектакль и работа Давыдова в нем были снова отмечены Сталинской премией (1951).
Популярность Давыдова росла. Режиссер Иван Пырьев пригласил его участвовать в фильме «Кубанские казаки», снятом в жанре музыкальной комедии. Герои фильма и оптимистический взгляд на послевоенную колхозную жизнь сближали этот фильм со спектаклем «Вторая любовь».
Преданность Давыдова Художественному театру, тяготение к углубленному актерскому творчеству защитили его от опасности превратиться в тиражируемого героя. Он продолжал время от времени сниматься в кино: «Застава в горах» (1953), «Аэродром не принимает» (1959), «Человек-амфибия» (1961). В этом ряду следует особо выделить его удачную работу на экране – роль поэта-декадента Бессонова в фильме «Сестры» из кинотрилогии Григория Рошаля по роману А.Н. Толстого «Хождение по мукам» (1957). Надменностью и холодом эгоизма веяло от этого изысканного персонажа.
Творческая душа Давыдова, однако, принадлежала театру. На сцене к нему начали переходить центральные и главные роли: Керкер в «Домби и сыне» Ч. Диккенса (1953), От автора в «Воскресении» Л.Н. Толстого (1956), Лорд Горинг в «Идеальном муже» О. Уайльда (1956), Барон в «На дне» М. Горького (1961). Это были вводы в идущие спектакли, представлявшие особую трудность тем, что надо было учитывать созданную первым исполнителем трактовку роли и свое ее понимание, свою сценическую индивидуальность.
Легче было проявить себя в новых постановках, и Давыдову это счастливо удалось. Если в «Ученике дьявола» Б. Шоу (1957) он еще отдавал дань внешней блистательности и цельности характера своего Ричарда, то в последующих работах 1960-х годов раскрыл свое дарование с иной стороны. Отныне он стал особенно интересен и глубок в сложных и внутренне противоречивых образах. Таковыми стали Крогстед в «Кукольном доме» Г. Ибсена (1960), Тальберг в «Днях Турбиных» Михаила Булгакова (1968). Эти так называемые отрицательные персонажи неожиданно вызывали к себе сочувствие. Давыдов находил и показывал причину, побудившую их помимо воли и желания идти на шантаж или предательство. Свои злодеяния они совершали с внутренней болью. Давыдов не оправдывал их, но объяснял мотивы их поступков.
Подобный подход к человеку Давыдов воплотил с еще большим драматизмом в сложнейшей роли Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых» по Ф.М. Достоевскому (1966). Слабость характера и сомнения в правоте собственной теории жизни постоянно вызывали в его герое болезненную досаду на самого себя.
Владлен Давыдов – актер мхатовской школы, школы переживания и перевоплощения, поисков характерности. И в этом отношении он – один из классических актеров «чеховского театра». В его чеховском репертуаре – Кулыгин (1968) и Ферапонт (1997) в «Трех сестрах», Дорн (1969 и 1992) и Сорин (1983) в «Чайке», Лебедев в «Иванове» (1987), Серебряков в «Дяде Ване» (1988). Эти столь разные образы объединяет у Давыдова непрерывная наполненность сценической жизни, что является одним из условий достижения ансамбля исполнителей в пьесах Чехова.
Всего во МХАТе и в кино он сыграл около 100 ролей. Следует особо отметить три из них. В киноэпопее Юрия Озерова, посвященной Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, Давыдов сыграл роль маршала Рокоссовского в двух ее частях – «Освобождение» (1970) и «Солдаты свободы» (1977), в телефильме «Табачный капитан» (1972) – роль Петра I, в спектакле МХАТа «Амадей» П. Шеффера (1983) – австрийского императора Иосифа II. Все трое – исторические лица. Давыдов подошел к ним по-разному, воплотив в Рокоссовском героический драматический образ, с юмором обрисовав вдохновенного реформатора Петра, дав иронический шарж Иосифа. И это одно позволяет судить о диапазоне его актерских возможностей.
У Владлена Давыдова есть хобби, которое больше походит на профессиональную деятельность театрального историка. Всю жизнь он собирает архив, ведет запись событий мхатовской жизни во всех ее проявлениях. Эти знания не лежат мертвым грузом. Давыдов всегда готов рассказать о деятелях МХАТа и кино в дни их юбилеев по радио, на телевидении, в журналах и газетах. О своем любимом артисте он составил сборник «Борис Георгиевич Добронравов. Статьи. Воспоминания. Документы» (1983). Он один из составителей «Книги о Евгении Александровиче Евстигнееве» (1994). Ряд статей принадлежит Давыдову в юбилейном двухтомнике «Московский Художественный театр. 100 лет» (1898), а также в сборниках воспоминаний о Ливанове и Смоктуновском. К 100-летию МХАТа им поставлен телевизионный фильм «Если бы знать» и фильм о Борисе Георгиевиче Добронравове.
Продолжая активно работать как актер, с 1986 по 2001 год Давыдов трудился директором музея МХАТа.
Владлен Давыдов – народный артист РСФСР (1969), лауреат двух Государственных (Сталинских) премий СССР (1950, 1951), Государственной премии РФ (1998), академик Национальной академии кинематографических искусств и наук. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004), Дружбы народов (1984), «Знак Почета» (1950), Почета (1998), Петра Великого (2004).
Живет и работает в Москве.