Действительный статский советник, проф. Казанского ун-та, известный ученый-юрист, один из лидеров и идеологов право-монархического движения в Казани и Казанской губ.
Родился в Казани (православного вероисповедания). Отец — выходец из польской шляхты (католического вероисповедания), которому по законам Российской империи было отказано в правах на дворянство, доктор медицины, приват-доцент Казанского ун-та Ф.К.Залеский. Мать — казачка, потомственная дворянка Казанской губ. Варвара Гавриловна Денисова. Сам В. Ф. Залеский считал себя русским, но своими польскими корнями никогда не пренебрегал. Был принят в сословие потомственных дворян Казанской губ. лишь после 1908 (по чину действительного статского советника, пожалованному ему Императором Николаем II «вне правил, ко дню Святой Пасхи», и по цензу городской недвижимости). Рано остался без родителей, воспитывался у тетки. Окончил с золотой медалью 3-ю Казанскую гимназию (1880), физико-математический ф-т Казанского ун-та (1885) со званием «действительного студента естественных наук». Жил в имении, занимался сельским хозяйством. С сент. 1887 по янв. 1888 отбывал по жребию воинскую повинность в качестве канонира. Сдав экстерном экзамен государственной испытательной юридической комиссии при Казанском ун-те (1889), был удостоен «диплома первой степени», после чего активно занялся научно-преподавательской деятельностью в области юриспруденции. В молодости был хорошо знаком со многими представителями польской диаспоры Казани, в том числе — с известным впоследствии либеральным деятелем, членом ЦК партии кадетов, депутатом I Государственной Думы от Казани, крупным ученым-правоведом проф. Г.Ф.Шершеневичем, который со временем сделался его заклятым врагом. С гимназических времен поддерживал товарищеские отношения с выдающимся российским историком и искусствоведом Н. П. Лихачевым, одним из членов-учредителей Русского Собрания.
В 1893 стал приват-доцентом Казанского ун-та по кафедре политической экономии и статистики, с июня 1900 — экстраординарным, с июня 1901 — ординарным профессором по кафедре энциклопедии и истории философии права. Кроме этого, в разное время с 1886 по 1900, Залеский исправлял различные должности, в том числе присяжного поверенного, почетного мирового судьи Лаишевского округа Казанской губ., гласного Лаишевского уездного и Казанского губернского земского собраний. Залеский сотрудничал в целом ряде научных обществ (в том числе избирался членом Казанского отдела «Императорского Русского Военно-Исторического Общества», почетным членом Московского «Славянского Вспомогательного Общества» и др.), являлся автором большого количества книг и статей по проблемам антропологии, истории, философии, экономики, юриспруденции и другим дисциплинам; владел немецким, польским и французским языками. Личная жизнь Залеского не была счастливой. Он состоял в неудачном браке с оперной артисткой Н. И. Панафутиной, расставание с которой сопровождалось сильным публичным скандалом. Имел трех детей (дочерей Елену, Ольгу и Татьяну), покинувших отца вместе и вслед за матерью. Под влиянием семейной драмы Залеский начал вести образ жизни, по словам некоторых его знакомых, «близкий к аскетизму».
С началом российской революционной «смуты» 1905—1907 Залеский с головой ушел в общественно-политическую деятельность, одновременно продолжая заниматься наукой и преподавательской деятельностью. По своим политическим взглядам он являлся убежденным консерватором, монархистом, русским националистом и откровенным юдофобом. Отличался достаточно высокомерным, вспыльчивым и заносчивым характером, нередко становясь по причине своей несдержанности героем разного рода судебных тяжб и газетных публикаций. Одновременно был известен как замечательный оратор, блестящий публицист и талантливый политический организатор. После перенесенных в молодости по причине пьянства серьезных сердечных припадков стал абсолютным трезвенником и убежденным сторонником полного воздержания от алкоголя.
Залеский являлся одним из организаторов и бессменным председателем — с дек. 1905 — Совета Казанского Царско-Народного Русского Общества (ЦНРО), с ноября 1906 — председателем Совета Казанского губ. отдела Союза Русского Народа, инициатором и активным проводником создания Царско-Народного Мусульманского Общества и целого ряда отделов Союза Русского Народа в Казанской губ. В дек. 1906 (вместе с А. Т. Соловьевым и А. И. Кукарниковым) он вошел в так называемую Областную управу Объединенного Русского Народа, ведению которой должны были подлежать все губернии Волжско-Камского края. Был участником и организатором ряда право-монархических политических форумов различного уровня, в том числе 3-го Всероссийского съезда Русских Людей в Киеве 1—7 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской), 1-го Волжско-Камского областного патриотического съезда в Казани 21—25 ноября 1908, Московского съезда (Съезд Русских Людей в Москве 27 сент. — 4 окт. 1909) и Съезда правых профессоров (С.-Петербург, дек. 1911). 11 марта 1906 он был лично представлен Императору Николаю II в Царском Селе, куда прибыл вместе с другими выборными от казанских черносотенных организаций (в качестве депутата от ЦНРО). 10 сент. 1910 во главе делегации ЦНРО Залеский также встречался с председателем Совета министров П. А. Столыпиным, находившимся в Казани. Принимал участие в выборах разного уровня, в том числе в Гос. Думу, а также занимался активной политической деятельностью в стенах Казанского ун-та (где одним из его наиболее верных союзников являлся биолог с мировым именем, известный писатель-утопист проф. К.С.Мережковский), за что неоднократно подвергался бойкотам, обструкциям и угрозам со стороны «прогрессивно» настроенных студентов. При этом вплоть до марта 1917 он никогда не шел на поводу у неблагоприятных обстоятельств, настаивая на своем «до победного конца». Однако в ряде случаев эта важная для публичного политического деятеля черта характера Залеского играла и резко отрицательную роль. В период разногласий внутри казанского черносотенного движения она стала мощным катализатором раскола, приведшего к его организационно-политическому и моральному обескровливанию. В 1911 — после многолетней полосы противостояния с председателем Совета Казан-ского отдела Русского Собрания А. Т. Соловьевым — Залеский вместе с С.Т.Голубевым и А. Е. Дубровским выступил учредителем формально самостоятельного Казанского Союза Русского Народа, однако придать новый импульс местному черносотенному движению в одиночку ему (как и А. Т. Соловьеву) так и не удалось.
Залеский являлся редактором и издателем газет «Черносотенец» и «Сошники», а также «Предвыборной газеты», автором стихов патриотического и исторического содержания, часть из которых была опубликована, неплохим певцом и музыкантом. Он выступал инициатором и активным участником целого ряда громких политических кампаний, в том числе — дискуссии «О ненормальности постановки инородческого образования в Казанской губернии», являлся автором проекта объединения всех славян под эгидой России в «союз государств» (по типу германского «Штатенбунда») под названием «Великая Виндия» (или «Великая Славия»), в котором «все славянские племена образуют самостоятельные государства, объединяемые деятельностью союзного совета в освобожденном Царе-Граде». Причем, ради достижения последней цели Залеский предлагал даже восстановить независимость Польши (с одновременным переселением всех поляков за пределы Российской империи). Свои соображения он по большей части изложил в обобщенном виде в историческом исследовании под названием «Грюнвальдский бой — прообраз единения славян (К тысячелетию борьбы славян с немцами)», получившем в 1910 конкурсную премию в сумме пятьсот рублей от «Славянского Вспомогательного Общества» в Москве. Одним из любимых детищ и особой гордостью Залеского являлась портновская школа ЦНРО, которую в последние предреволюционные годы он, по собственному признанию, ценил больше, чем саму эту черносотенную организацию. Во многом именно благодаря компетентному подходу Залеского к организации портновской школы постановка преподавания в ней была признана образцовой, подтверждением чего стало награждение ее летом 1909 похвальным листом Министерства финансов за «почин организации портновских мастерских в Казани». В 1912 положительный отзыв известного российского юриста сенатора А. Ф. Кони получил многолетний научный труд Залеского «Система призрения бедных в законодательстве и практике главнейших западноевропейских государств», удостоенный затем «большой премии» в половинном размере (одна тысяча рублей) Комитетом «Попечительства о Трудовой Помощи». Одновременно Залеский прославился тем, что разработал «Проект полного искоренения пьянства», суть которого сводилась к предложению бороться с алкогольным вырождением народа путем введения принудительной «соединенной продажи казенного вина и сахара», в результате чего, как он полагал, последний постепенно вытеснит из потребления «веселящие» напитки. Известно также, что в 1912-1913 Залеский написал работы «Отечественная война 1812 года» и «Улучшение сорта возделываемых растений», а с весны 1915 в довершении ко всему прочему занялся «изобретениями в области органической химии», обратив на себя внимание профессоров А. Е. Арбузова и А. Я. Богородского.
В начале марта 1917 Залеский заявил сначала о приостановлении политической деятельности небольшой «группы правых», объединившихся «вокруг портновской школы», а затем и вовсе объявил, что: «в Казани правых организаций нет». Одновременно он заявил о своем признании «нового строя». Однако, несмотря на это, 17—19 марта 1917 подвергся аресту, после которого под давлением обстоятельств вновь был вынужден доказывать свою лояльность к «новому строю». Одно из стихотворений Залеского под названием «Народ-Богоносец», написанное в июле 1917, свидетельствует о его глубоком разочаровании в настроениях и поведении русских людей в период военных и общественных испытаний. После октябрьской революции 1917 продолжал работать на юридическом ф-те Казанского университета по кафедре энциклопедии и истории философии права. Поддерживал Белое движение. В соответствии с постановлением Совета Казанского ун-та от 14 дек. 1918, Залеский, в числе прочих, был признан отчисленным из него с 1 янв. 1919, как выбывший из Казани «по обстоятельствам гражданской войны». Видимо, покинул город во время массового исхода из него населения — в ночь с 9 на 10 сент. 1918 — перед «освобождением» Казани от «народноармейцев» частями Красной армии. С 1919 проф. Томского ун-та.