В.А. Успенский - Народный артист России (1988), Заслуженный деятель искусств России (1980), лауреат премии имени Д.Д. Шостаковича Союза композиторов России (1999), премии правительства Санкт-Петербурга (2001). За большой творческий вклад в дело развития музыкальной культуры он награжден орденами "Знак Почета", "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
Родился 7 сентября 1937 года в Омске. Отец - Колодкин Александр Григорьевич (1910-1947). Мать - Успенская Вера Павловна (1915-1979). Супруга - Тайманова Ирина Евгеньевна (1942 г. рожд.).
Семья Успенских из поколения в поколение была связана с церковью, за свои убеждения в советское время подвергалась репрессиям. Ценности православной культуры, усвоенные с ранних лет и верно хранимые в семье, были той средой, которая формировала личность будущего композитора и по сей день питает его творчество. С детства Владислав Успенский пел в церковном хоре, а первые уроки музыки получил у своей первой учительницы - мамы.
Первые опыты композиции также нашли поддержку в семье. Одаренного мальчика и его сочинения показали крупному композитору и музыкально-общественному деятелю Д.Б. Кабалевскому, который стал его "крестным отцом" в музыке. По рекомендации Кабалевского Владислав поступил в музыкальное училище при Московской консерватории, которое окончил за два года (1955-57). Занятия в классе яркого, прогрессивного музыканта и педагога Г.С. Фрида существенно расширили его понимание музыки ХХ века. Окончание училища совпало с переездом семьи из Омска в Ленинград.
В 1957 году Владислав Успенский поступил в Ленинградскую консерваторию, в класс композиции профессора Б.А. Арапова.
Годы студенчества счастливо совпали со временем интенсивных перемен в общественной и культурной жизни страны. На основу добротно усвоенных Успенским академических традиций одно за другим наслаивались увлечения миром разнообразных модернистских и авангардных течений. "Прелюдии для препарированного фортепиано" и другие музыкальные эксперименты этих лет помогли ему в дальнейшем стать мастером оркестровки, свободно и изысканно оперировать сочетаниями и контрастами тембров, обращаться с формой.
В консерватории Успенский активно включился в общественную жизнь. Вместе с Борисом Тищенко и Сергеем Сигитовым он создал межвузовский творческий клуб, ставший местом встреч творческой молодежи. Среди участников клуба были не только музыканты, но и поэты, литераторы, художники - И. Бродский, М. Шемякин, Я. Гордин, А. Кушнер и другие. В эти же годы он знакомится со своей будущей супругой, ныне известным режиссером, Заслуженным деятелем искусств, профессором консерватории, а тогда - студенткой-пианисткой Ириной Таймановой. Годы обучения в Ленинградской консерватории подарили В. Успенскому незаменимую для духовного и профессионального роста возможность общения с выдающимися музыкантами - П. Серебряковым, Б. Гутниковым, М. Вайманом, М. Ростроповичем.
Особая роль в биографии Владислава Успенского принадлежит Д.Д. Шостаковичу. В архиве Ленинградской консерватории сохранилось письмо Шостаковича ректору консерватории П.А. Серебрякову, в котором есть такие строки: "Мне кажется, что В. Успенский должен быть зачислен в композиторскую аспирантуру. Я рад был бы, если бы его зачислили в аспирантуру ко мне. Мне известно, что это соответствует и его желанию..." Так Успенский вошел в число учеников Д.Д. Шостаковича. Под влиянием его личности окончательно сформировался творческий облик молодого композитора. Годы, проведенные в классе Шостаковича (1963-1965), положили начало их долголетнему профессиональному и человеческому общению, прервавшемуся только со смертью Дмитрия Дмитриевича.
Среди произведений, написанных под непосредственным наблюдением Шостаковича, наиболее значительное - опера-памфлет "Война с саламандрами" (либретто И. Таймановой и В. Успенского, 1967) по одноименному роману К. Чапека. Влияние Д.Д. Шостаковича на жизнь и творчество Успенского вышло далеко за рамки периода ученичества. В той или иной степени воспринятое и переосмысленное, оно сохраняет свое значение до настоящего времени. Владислав Успенский перенял у своего учителя лучшие качества - не только как автор и педагог, но и как личность. Впечатления от общения с выдающимся композитором легли в основу книги В. Успенского "Шостакович в моей жизни" ("Воспоминания об Учителе").
Художник поистине универсального дарования, Владислав Успенский владеет обширнейшей палитрой музыкальных жанров - от песни до оперы, от инструментальной миниатюры до масштабных симфонических полотен, от детских спектаклей, киномузыки - до Божественной литургии...
Среди его сочинений - три оперы, девять балетов. На замысел В. Успенского написать оперу "Интервенция" (1970) Д.Д. Шостакович откликнулся такими словами: "Вашу мысль написать "Интервенцию" по Славину горячо приветствую. Это очень талантливая пьеса, и меня очень радует, что Вы за нее беретесь. Я уверен, что у Вас это может получиться очень хорошо. ... Работайте больше, сочиняйте больше. Это Ваше призвание, Ваш долг".
Опера "Интервенция" и балет "Памяти героя" (1969) шли на сцене Кировского (ныне Мариинского) театра, балет "Летят журавли" (1984) - в Малом театре, балеты "Дорога в день" ("Спасение", 1974), "Добрый заяц и другие обитатели леса" (1976), "Для тебя на море" (1978) и "Робот" (1982) были поставлены в Германии. В творческом багаже композитора - многочисленные симфонические, ораториальные и камерные произведения. Наиболее крупные из них: симфонии "Музыкальные настроения" (1973), "К свету" (1985), "Посвящение" (1988), поэмы для большого симфонического оркестра "Весна надежд" (1981) и "Посвящение мужеству" (1983), концерты для различных инструментов и симфонического оркестра, оратория на стихи К. Симонова "С тобой и без тебя" (1984), вокальные циклы "Монологи" (стихи Е. Евтушенко, 1978), "Разрыв" (стихи Б. Пастернака, 1986), "Монологи о любви" (стихи М. Цветаевой, 1995), "Ностальгия" (стихи И. Бунина и А. Блока, 1996) и другие сочинения.
Уже в зрелом возрасте Владислав Успенский подходит к осуществлению своего давнего желания: обратиться к созданию церковной православной музыки. Одно за другим появляются монументальные хоровые сочинения: "Всенощное бдение" (1990), "Божественная литургия" (1991), "На исход души" ("Панихида", 1992), где канонические жанры православного типикона (ритуала) окрашены яркой личностной интонацией автора. Мотивы, образы, а порой и тексты литургических песнопений и молитв проникают в последние годы и в его произведения других жанров, внося в них не только звуковую символику, но и образно-психологическое содержание, граничащее с молитвенным.
В 1990-е годы Успенский обратился к новому для себя жанру - мюзиклу, и этот жанр в его руках подвергся творческому переосмыслению. Лучшие мюзиклы, созданные им в те годы, и сегодня популярны и являются украшением репертуара Санкт-Петербургского театра "Буфф": "Шерлок Холмс и королева богемы" (1989), "Казанова в России" (1996), "Искушение Жанны" (1997), "Бал воров" (2003). Одно из самых ярких сочинений последних лет - драматический мюзикл "Анна Каренина", созданный в рамках российско-финского проекта. Премьера состоялась в городе Лахти (Финляндия) в 2000 году. За сезон 2000/2001 года мюзикл выдержал 101 аншлаговый спектакль. Завораживающий мелодизм, эффектные драматические кульминации в мюзикле оттенены создающими совершенно особое настроение подлинными русскими народными мотивами. Широта симфонического развития приближает его к опере.
В. Успенским написана музыка к большому числу фильмов, в том числе к картинам "Моабитская тетрадь", "Миссия в Кабуле" (совместно с Л. Гариным), "Соленый пес", "Крах инженера Гарина", "Комендантский час", "Долгая дорога к себе", "Мера пресечения" и другим, телеспектаклям "Белые ночи", "Дождь", "Евгений Онегин", "Он пришел в день поминовения", "О, Мельпомена!", "Натали". Владислав Александрович является автором более 100 песен.
Широта и разнообразие творческих интересов, обращение как к "высоким", так и к сугубо демократическим жанрам - одна из главных черт творчества композитора. Для него не существует непроницаемых граней между сферами "высокого" и "низкого" в искусстве, между эзотерическим и "легким", развлекательным. Напротив, они, дополняя и обогащая друг друга, рождают неповторимую авторскую манеру, а владение всем арсеналом современной композиторской техники позволяет Успенскому свободно сочетать признаки разных жанров. Так, театральность, исконно присущая дарованию В. Успенского, проникает в сферу симфонических жанров (персонификация тембров, яркие портреты-характеристики) и эстрадной песни (моноспектакль "Ожидание" на стихи Р. Рождественского), вокально-эстрадное и симфоническое соединяется в поэтике балета "Летят журавли"; приемы и принципы кинодраматургии (монтаж, стремительные смены темпов) проникают в оперу "Интервенция", а из зонгов последней "прорастет" позднее искрометный мюзикл "Шерлок Холмс и королева богемы"... Музыкальному языку В. Успенского свойственно органичное сочетание традиций национального русского музыкального искусства с современными звучаниями и красками.
По складу своего дарования Владислав Успенский - лирик. Яркое свидетельство тому - вокальные циклы на стихи И. Бунина, М. Цветаевой, Б. Пастернака, точные "психограммы" женской души, во множестве представленные в его сочинениях с проникновенным, пронзительным лиризмом и всепокоряющей романтикой. Открытая эмоциональность, лиричность, монологический тон высказывания могли бы привести к сужению палитры образов, к самоповторам, если бы не органически присущее таланту Успенского качество - театральность. Дар перевоплощения позволяет ему особенно убедительно и психологически достоверно проявлять себя в различных театральных и вокальных жанрах.
Духовное, нравственное начало в музыке В. Успенского заслуживает особого внимания. Об этом справедливо сказал в свое время его великий наставник Д.Д. Шостакович: "В.А. Успенский очень хорошо понимает этическое значение музыкального творчества..." Не случайно ключевым словом в названиях некоторых его сочинений становится "посвящение" как прикосновение к святыням любви, веры, дружбы: "Посвящение" - элегическая симфония памяти матери, симфоническая поэма "Посвящение мужеству" в память об исполнителях Седьмой симфонии Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде, песни "Посвящение другу", "Посвящение женщине"...
Характерная черта творчества Успенского - тревога за судьбы мира, непосредственный отклик на мировые коллизии и проблемы: борьба с фашизмом и тоталитаризмом (опера "Война с саламандрами" по Карелу Чапеку), с засильем пошлости массовой культуры ("противоядием ей служат в творчестве В. Успенского песни, базирующихся на чистых, незамутненных источниках фольклора и естественной живой интонации) и т.д. Сочинения композитора всегда несут в себе заряд нравственного очищения; даже темные силы В. Успенский, преодолевая, преобразует в положительные эстетические ценности (финал оперы "Война с саламандрами", заключительные эпизоды многих симфонических опусов).
Музыка Владислава Успенского снискала заслуженное признание как на родине, так и за рубежом; его произведения исполнялись в разные годы выдающимися музыкантами и певцами, среди которых Б. Гутников, П. Серебряков, И. Богачева, А. Янсонс, Г. Рождественский, В. Чернушенко, С. Лейферкус, Ф. Хиршхорн, М. Венгеров, М. Тайманов, П. Осетинская, А. Гориболь, Р. Фаббриччиани, В. Штокмайер. Песни композитора ("Снега России", "Не судите меня, бабы", "Найди меня" и многие другие) вошли в репертуар Э. Пьехи, И. Кобзона, В. Толкуновой, Л. Долиной, И. Мирошниченко, И. Понаровской, Е. Каменской, Н. Караченцова.
В течение многих лет В. Успенский ведет активную педагогическую деятельность. После окончания аспирантуры с 1965 по 1967 год он работал преподавателем кафедры теории музыки Ленинградской консерватории, в 1967-72 годах был деканом теоретико-композиторского факультета; с 1969 года - доцент, с 1982 года по настоящее время - профессор кафедры композиции. Владислав Александрович читал лекции, проводил мастер-классы в Государственных университетах Сеула (Южная Корея) и Лимы (Перу). Многие ученики В. Успенского выросли в ярких интересных композиторов разных направлений. Среди них А. Дорохин, И. Корнелюк, Л. Квинт, С. Поддубный, Е. Поплянова, И. Чеботарева, И. Блинникова, Е. Иршаи (Словакия), И. Лаенко (Мексика), Пак Син Джон (Корея), Вальдес Ортис Данте Эдмондо (Перу), А. Михайлов (Болгария), Н. Хасцлер (Германия), Ренос Христос (Кипр) и другие.
Активная жизненная позиция, природная доброжелательность, деловые качества вывели Владислава Успенского в ряд заметных музыкально-общественных деятелей. На протяжении многих лет он является заместителем председателя правления Союза композиторов Санкт-Петербурга (1972) и секретарем Союза композиторов России (1974), а с 1996 года также председателем музыкального совета при Комитете по культуре Администрации Санкт-Петербурга. Владислав Успенский входит в жюри всероссийских и международных исполнительских и композиторских конкурсов, с 1972 года является содиректором Международного фестиваля "Музыкальная весна в Санкт-Петербурге", с 1996 года - Генеральным директором Международного детского музыкального фестиваля. В 2000 году он удостоен почетного звания Заслуженного деятеля Союза композиторов России.
В.А. Успенский - Народный артист России (1988), Заслуженный деятель искусств России (1980), лауреат премии имени Д.Д. Шостаковича Союза композиторов России (1999), премии правительства Санкт-Петербурга (2001). За большой творческий вклад в дело развития музыкальной культуры он награжден орденами "Знак Почета", "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.