Влад Опельянц славится тем, что умеет снять красивую картинку. Доказательство тому - фильм Ренаты Литвиновой "Богиня: как я полюбила", где все так сказочно! А еще он был главным оператором такой нашумевшей картины, как и "Статский советник". Однако, несмотря на успешную карьеру в большом кино, он продолжает снимать и клипы, благодаря которым когда-то и прославился. Наш разговор с Владом состоялся как раз во время съемок очередного ролика, причем для группы, которая пока совершенно неизвестна.
Владислав Опельянц, оператор
Дебют в кино: "Кризис среднего возраста" (реж. Гарик Сукачев)
Другие работы: "В движении", "Богиня: как я полюбила", "Статский советник"
А также: больше 100 рекламных роликов и музыкальных клипов, в том числе для Валерия Меладзе, Николая Баскова, Алсу, групп "Чайф", "Блестящие", "Руки вверх" и др.
- Влад, вы модный и востребованный оператор. Не надоело работать с малыми формами?
- Нет, не надоело. Клипы для меня - как хобби, с которым я никогда не расстанусь. Кино, конечно, намного интереснее снимать, но перерывы между съемками могут быть очень большими. И сидеть без дела, чего-то ожидая, по меньшей мере глупо. Потому что надо набивать руку, узнавать новую технику, тренировать глаз, вкус. Мода очень быстро меняется. Сейчас смотришь "Терминатора", который когда-то казался верхом совершенства, и понимаешь, что это уже немножко устарело.
- И чтобы не устареть тоже, нужно снимать клипы?
- Клипы - это прекрасная тренировка для оператора. Если бы я был педагогом, я бы заставлял своих студентов снимать клипы. Потому что уложить историю в три минуты, показать разные схемы света и в то же время найти для них общее стилистическое решение очень сложно, поверьте мне. Я бы такие упражнения давал прямо со второго курса. Изучили возможности камеры - и вперед!
- Вы ведь тоже начинали с клипов?
- Не совсем. Вообще первый раз я взял камеру в руки, когда мне было лет восемь. У меня отец - телевизионный оператор, он, кстати, до сих пор работает на телевидении. И свои первые уроки композиции я получил именно от отца. Брал у него камеру, ходил по дому, что-то снимал. Сначала камера казалась мне игрушкой, а потом я понял, что это очень важный для меня инструмент. Дело в том, что мне всегда хотелось рисовать: обожаю живопись. Но, к сожалению, Бог не дал таланта. И вот с помощью камеры я могу хотя бы отчасти реализовать свои амбиции. Потому что операторская работа - это тоже создание картинки. Только не кистью, а светом.
- Операторов и режиссеров, которые пришли в большое кино из рекламы, часто упрекают в клиповом сознании…
- Зря упрекают. Клиповой манерой у нас что называют? Динамичный монтаж. Но отечественный кинематограф долгое время страдал от другой крайности. Был Тарковский с его гениальными длинными планами. И были просто плохие режиссеры, которые элементарно не знали, что такое монтажные ножницы, и скрывали свое незнание за длиннотами. Сейчас мы освоили хотя бы динамичный монтаж, это уже прорыв. Со временем, думаю, появятся и свои Тарковские.
- Клипы у нас тоже научились снимать?
- Я часто бываю за границей и могу уверенно заявить: многие наши клипы на голову лучше того, что сейчас делают на Западе. Я не говорю про Азию или Африку - они остались далеко позади, но даже по сравнению с Европой мы демонстрируем очень хороший уровень.
- В чем он выражается?
- Прежде всего в качестве съемки. А от этого многое зависит. Ведь даже самая яркая история, снятая плохим оператором, отталкивает зрителя от экрана. Зритель избалован хорошей картинкой. И я считаю, нет ничего плохого, если оператор на клипах научится ее делать. А потом придет с этим опытом в кино.
- Вы в большое кино пришли с умением "сделать красиво". Яркий тому пример - "Богиня: как я полюбила" Ренаты Литвиновой.
- Да, мы с Ренатой в это играли, били в одни ворота. И многие композиционные вещи вместе выстраивали, чтобы картинка получилась красивой. Такова была стилистика этого фильма. Но я не обязательно следую ей во всех своих картинах. У меня их больше шести, и все они разные. В одном ключе вообще скучно работать. Всегда хочется что-то новое попробовать. Вот сейчас у меня очень сложная картина на подходе - "Утомленные солнцем-2" Никиты Михалкова. Это будет нечто новое для меня.
- В чем новизна?
- Я никогда не снимал военное кино. Хотя эта тема всегда была мне интересна. С точки зрения драматургии, сценария это тоже сложный фильм. И ответственность большая. Все-таки Михалков! Он очень серьезно подходит к делу, буквально фонтанирует идеями. И от окружающих требует того же. Но это и интересно!
- Кроме военной, какая еще фактура вас привлекает?
- Очень люблю историческое кино. Может быть, потому, что в клипах и рекламе мне в основном приходилось иметь дело с современной эпохой. И она мне несколько поднадоела. В этом смысле очень понравилась работа над "Статским советником", потому что это костюмированный фильм. Для меня сейчас актуальна такая закономерность: чем дальше история от нашего времени, тем она мне интереснее.
- И тем больше сложностей...
- Сложностей очень много! Особенно для художников. Декорации, костюмы, прически - это все нужно сделать, найти, создать. С натурой вообще беда. Москвы XIX века в столице практически не осталось. И для того чтобы снять некоторые сцены "Статского советника", нам приходилось выезжать в Тверь, Боровичи, еще какие-то города.
- В выборе натуры вы участвуете?
- Сначала натуру выбирает художник. Едет по лесам, полям, по городам и весям. Где-то он уже знает перспективные места, где-то только их ищет, где-то ему подсказывают. Есть еще специальные люди, которые занимаются предварительным поиском красивой натуры. Они привозят фотографии из разных мест, мы их смотрим, выбираем. И только потом выезжаем на место с режиссером, чтобы определить точки съемки.
- В вашей профессии для вас есть авторитеты?
- Долгое время таким авторитетом был мой отец. А где-то на втором курсе у меня произошел перелом в сознании. И появился новый кумир - наш мастер Вадим Иванович Юсов. Он на самом деле довольно редко нас посещал, поскольку в то время много снимал. Но, несмотря на нечастые встречи, они были для меня очень важными. И какие-то зерна, им посеянные, в моей голове проросли.
- А сейчас в ней осталось место кумирам?
- Ну, эти два кумира всегда со мной! (Смеется.) Могу назвать еще несколько имен: Павел Лебешев, Георгий Рерберг. К сожалению, их уже нет с нами. Из молодых операторов тоже очень много достойных ребят. Кумирами я их, конечно, не могу назвать. Когда знаешь человека вдоль и поперек, а то и горькую с ним пьешь, трудно считать его кумиром. Но снимают ребята очень профессионально. Я рад, что русская операторская школа находится сейчас в хорошей форме.
- Но, наверное, дилетантов в этой профессии тоже хватает?
- Дилетантов больше. Намного больше! На последнем международном кинофестивале, который ежегодно проводится во ВГИКе, я был членом жюри, посмотрел огромное количество работ. Две трети из них никуда не годится! А ведь эти ребята потом придут работать в кино…
- А можно ли без специального образования стать хорошим оператором?
- (Думает.) Наверное, можно. При условии большого таланта и желания. Но этому человеку в любом случае придется тяжело. Потому что хорошее образование в нашей профессии все-таки очень много значит.
- А в чем заключается хорошее образование?
- Хотя бы в том, что человек знакомится с лучшими образцами мирового кино. Даже если не повезло с мастером, можно набраться опыта, не пропуская кинопоказы, изучая историю мирового кинематографа. Это позволяет развить вкус, что немаловажно.
- Вы и сейчас продолжаете его развивать?
- Стараюсь, но в меньшей степени. Времени не хватает все посмотреть.
- Что произвело впечатление из новинок?
- Очень понравился фильм "Свои", который снял Сергей Мачильский. "Девятая рота" - крепкая работа. В том числе благодаря оператору Максиму Осадчему. Еще видел отрывки из нового фильма Германа-младшего "Гарпастум". Общее впечатление о картине не смог составить, но снято, по-моему, очень хорошо. Так что не стыдно за отечественный кинематограф.
- А у вас есть работы, за которые стыдно?
- Конечно, есть.
- С чем это связано?
- С тем, наверное, что стыд у меня еще остался! (Смеется.)
- Приходилось ли участвовать в заведомо провальных проектах?
- В кино - нет. Удалось уберечь себя от этого. А клипы всякие случались. Особенно в самом начале карьеры. Тогда выбирать не приходилось. Нужно было на все соглашаться, чтобы тебя узнали, чтобы заработать имя. Сейчас я уже могу выбирать и очень этому рад.