В 20-е годы он сближается с коммунистическим движением, знакомится с марксистской литературой, советскими "пролетарскими" поэтами, прежде всего Маяковским. Но, в отличие от Маяковского, Броневский не стал авангардистом, он опирается на традиционную эстетику, предельно упрощая стих и превращая романтический пафос в прямолинейные лозунговые воззвания.
Броневский (Broniewski) Владислав (17.12.1897, Плоцк, — 10.2.1962, Варшава), польский поэт. Участник 1-й мировой войны. В 1921—24 изучал философию в Варшавском университете. Первый сборник стихов — «Ветряные мельницы» (1925). В 1925 издал совместно с В. Вандурским и С. Р. Станде программный поэтичес
кий бюллетень «Три залпа». В основе творчества Б. 20—30-х гг. лежат идеи революционной борьбы, пролетарского интернационализма, антифашизма: «Дымы над городом» (1926), поэма «Парижская Коммуна» (1929, конфискована цензурой), «Печаль и песня» (1932), «Последний крик» (1939). В творчестве Б., одного и
з крупнейших представителей социалистической поэзии, неразрывны лирический дневник и история борьбы польского народа за социализм. В 1939 эмигрировал в СССР; в 1942—45 жил в Ираке и Палестине, издал сборники патриотической и интимной лирики: «Примкнуть штыки!» (1943), «Дерево отчаяния» (1945). Творч
ество Б. после возвращения в народную Польшу в 1946 было разнообразно: публицистическая лирика, проникнутая идеями социалистического строительства, рефлективная и пейзажная лирика, содержащая раздумья над судьбами Польши, интимная поэзия.
Вошел в историю польской поэзии XX в. как ведущий представит
ель "пролетарской литературы". В 1925 был издан первый поэтический сб. Броневского "Ветряные мельницы", в который вошли стихотворения антивоенной направленности. Обличение войны в последующем творчестве Броневского трансформируется в социальный протест. В 20-е годы он сближается с коммунистическим д
вижением, знакомится с марксистской литературой, советскими "пролетарскими" поэтами, прежде всего Маяковским. Но, в отличие от Маяковского, Броневский не стал авангардистом, он опирается на традиционную эстетику, предельно упрощая стих и превращая романтический пафос в прямолинейные лозунговые воззв
ания. Постепенно идеология подминает поэзию и талантливый поэт, выполняя "социальный заказ", начинает тиражировать второстепенные в художественном отношении произведения: сб. "Дымы над городом" (1927), поэма "Парижская коммуна" (1929), сб. "Печаль и песня" (1932), "Штык к оружию" (1943), "Надежда" (
1951). Военные событий и трагические обстоятельства личной жизни способствуют тому, что в последний период творчества в поэзии Броневского начинают преобладать лирико-философская интонация (сб. "Анка", 1956) и элегические ноты ("Новые стихи", 1962). Броневский - автор поэтических переводов В.Маяковс