В.М. Власюк - академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, Заслуженный испытатель космической техники. Награжден орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», «За воинские заслуги», медалями, другими знаками отличия.
Родился 27 июля 1946 года в городе Поставы Молодечненской (ныне - Витебской) области (Белоруссия). Отец – Власюк Матвей Андреевич (1911-1987), военнослужащий. Мать – Власюк Анастасия Михайловна (1909–1996), домохозяйка. Супруга – Власюк (Ионцева) Нина Афанасьевна (1946 г. рожд.), врач. Сын – Власюк Владимир Владимирович (1968 г. рожд.), офицер. Внуки: Владимир, Юрий.
…Это был первый (1946) мирный год после войны. Возвращавшиеся из Европы войска размещались на местах новой дислокации в Белоруссии. Но боевая подготовка войск продолжалась – подразделения находились на учениях. Руководил учениями в городе Поставы исполнявший обязанности командира 34-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии подполковник М.А. Власюк. 27 июля 1946 года на командный пункт поступил неуставной доклад от начальника медслужбы дивизии: «У командира родился сын». Этот доклад подполковник М.А. Власюк записал в своем блокноте, поручив впоследствии своей дочери, старшей сестре родившегося Володи, вручить этот листок ему в день 50-летия. Это «свидетельство о рождении» было вручено генералу Владимиру Матвеевичу Власюку через 50 лет - 27 июля 1996 года.
Школьные годы Владимира прошли в Москве, где отец учился в Академии Генерального штаба, и Чите, где суровый климат Забайкалья формировал в юноше стойкость, самостоятельность и ярко выраженное стремление к достижению поставленной цели. В школе Володя учился увлеченно, с удовольствием, «взахлеб». Времени хватало и на внеклассные занятия в математической школе, и на участие в кружках по химии и астрономии, а также на работу в столярной мастерской по изготовлению не игрушечных, а «всамделишных» вещей - столов, стульев. Когда спустя два десятка лет Владимир Матвеевич вновь пришел в родную школу, он с радостью увидел в кабинете директора двухтумбовый стол собственного изготовления. Стол этот 23 года работал «как взрослый».
В те времена особо не волновались о перегруженности детей. Справляется, успевает – значит, все хорошо. И школьники успевали заниматься и в музыкальной школе, и в театральных кружках, и в танцевальных ансамблях. Ну и, конечно, серьезные занятия спортом.
Но чем ближе к окончанию школы, тем чаще Володя задумывался о будущем. Спорт или учеба? Точку в этом вопросе поставило случайное участие в математической олимпиаде, которую ежегодно проводило Сибирское отделение Академии наук. Тогда Володя впервые услышал и навсегда запомнил слова председателя жюри олимпиады, вручавшего ему приз: «Твою работу мы оценили высоко, но самую точную оценку ты должен себе поставить сам». С тех пор сколько таких самоанализов было сделано…
В 16 лет сложно сделать правильный выбор: все кажется интересным. Отец редко вел с сыном педагогические беседы. Заместитель командующего Забайкальским округом генерал М.А. Власюк дома бывал нечасто, но нашел для сына нужную минуту и сказал: «Поступай в Московское высшее техническое училище имени Н.Э.Баумана – это уникальная школа для инженера».
Так Владимир стал студентом. В те годы в технических вузах было введено производственное обучение: половину дня студент работал на заводе, а другую половину учился. И так первые полтора года. Нагрузка была приличная. Утром электричка из подмосковной Ильинки отходила в 5 часов 30 минут, занятия в институте заканчивались в 22 часа 30 минут. Засыпал на ходу, но трудности соответствовали цели. Диплом МВТУ был всегда весомым и почетным. Правда, чисто инженерные дисциплины давались легко. Начертательная геометрия, теоретическая механика, теория машин и механизмов.
Владимир не понимал, почему только после сдачи сопромата – согласно студенческому фольклору - можно было жениться. Ведь по поводу кандидатуры жены сомнений у него давно уже не было. В соседней читинской школе училась юная чемпионка области по шахматам. Девочка, с которой он дружил с 15 лет. И все годы учебы он продолжал летать в Читу на каникулы.
Владимир находил время и для спорта: баскетбольная команда МВТУ играла на первенстве Москвы. Годы учебы прошли очень быстро, и вот уже дипломированный инженер, молодой отец (сыну 1 год) и счастливый муж ищет в Москве квартиру, а ночами разгружает на станции Москва–Сортировочная вагоны.
В эти годы Владимир брался за новые, необычные и секретные дела: проектировал установки для охлаждения радиоэлектронных устройств до температур, сравнимых с абсолютным нулем, которые работали на первых станциях противоракетной обороны; рассчитывал теплообменный блок тепловой головки самонаведения для первого боевого космического аппарата; занимался организацией эксплуатации систем заправки компонентами ракетного топлива на космодроме Байконур. Объемы этих работ и их темпы поражали мир…
В конце 1960-х годов на вооружение поступала новая техника. И даже опытные образцы вооружения после первых же испытаний выполняли боевые задачи. Это было возможным лишь при условии высочайшего качества новых космических средств. Системой разработки, создания и поставок в войска космических средств руководил тогда ГУКОС МО – Главное управление космических средств Министерства обороны. А во Всесоюзном научно-исследовательском институте криогенного машиностроения, в котором работал молодой инженер Власюк, было достаточно большое военное представительство, которое тоже нуждалось в молодых квалифицированных кадрах…. Так в июне 1970 года его призвали в Вооруженные Силы - в звании лейтенанта.
Параллельно с разработкой, производством и испытаниями космических средств в стране создавались нормативно-технические основы машиностроения, системы конструкторской и технологической документации, единые системы технологической подготовки производства и т. п. Военное представительство, в котором начал служить Власюк, занималось широким спектром работ - от проектирования производств жидкого водорода и систем заправки компонентами ракетного топлива до разработки и создания специальной инфракрасной аппаратуры и термостатирующих устройств для оптико-электронных приборов, режим работы которых требует температур, близких к абсолютному нулю. Работы было очень много. Кроме того, его, уже инженер-капитана, обязали 2 раза в месяц читать лекции в ГУКОСе по теоретическим основам термодинамики и криогенной техники. Это называлось технической учебой, и следили за ней очень строго. Выступать с лекциями в Главке было непросто. За две недели до очередной лекции Владимир Матвеевич переворачивал гору учебников и специальной литературы, консультировался с ведущими специалистами института. И в который раз он убедился в справедливости закона перехода количества в качество. В 1975 году его перевели на работу в ГУКОС МО. Здесь еще более увеличился объем информации, были бесконечные командировки и необходимость в любой момент отвечать на самые неожиданные вопросы. Пришлось поступать на учебу в Военную инженерную академию имени Ф.Э. Дзержинского.
18 марта 1980 года произошла катастрофа в Плесецке. Уже на третий день работы комиссии были известны документы, по которым выяснились допущенные при производстве нарушения технологии. С тех пор Владимир Матвеевич десятки раз был председателем государственных и межведомственных комиссий по авариям ракетно-космической техники. Его даже уважительно называли «аварийным комиссаром», делая упор на последнее слово как синоним честности, строгой логичности и абсолютного нейтралитета при анализе версий причин аварии. И даже самые упрямые производственники и конструктора, как правило, не спорили с выводами этих комиссий.
И вот уже полковник М.В. Власюк, побывав на должностях начальника отдела и заместителя начальника управления эксплуатации, был назначен на должность начальника управления эксплуатации ГУКОС МО. Это был 1994 год - один из самых критических для российского космоса вообще и для космодрома Байконур в частности. Бюджетное финансирование было прекращено. Вновь созданные Военно-космические силы спасало лишь то, что они отстояли свое право на самостоятельную хозяйственную деятельность по оказанию услуг по запускам космических аппаратов (КА) других ведомств и организаций. Позади уже были запуски в интересах Минсвязи, Гидрометеоцентра и первый полностью коммерческий запуск КА «Ресурс-500», запущенный на деньги концерна «Европа-Америка-500». Суть проекта состояла в том, что в честь 500-летия открытия Америки русские доставят в США в спускаемом КА «Ресурс» послания Президента России, Патриарха Алексия II и большое количество перспективных для совместного бизнеса товаров. И это было сделано вплоть до прибытия к берегам США плавучего измерительного пункта, выполнявшего в проекте роль корабля-спасателя, эвакуировавшего и доставившего в порт Сиэттл приземлившийся в океан спускаемый аппарат. От Военно-космических сил эту работу организовывало Управление эксплуатации под руководством В.М. Власюка.
В эти годы, казалось, даже природа пошла вразнос. Зима 1993/94 года на Байконуре на всю жизнь запомнилась Владимиру Матвеевичу. Да и как можно забыть транспортировку КА «Прогресс» на заправочную станцию, для чего надо было прорыть в снегу тоннель длиной в полкилометра и высотой до 6 метров и ежедневно в течение недели расчищать его от снега. Когда эти фотографии В.М. Власюк показал в 1995 году в солнечной Флориде, американцы дружно сказали: «Фотомонтаж!» (к сожалению, видеопленка у него не сохранилась). Снег был так спрессован казахстанскими ветрами, что у пришедших железнодорожных снегоочистителей ротор шнека после 10 минут работы оторвался, как будто он рубил гранит. КА в монтажно-испытательных комплексах грели как детей, окружив чехлами из гермоупорки.
Когда возникла оперативная необходимость запуска КА «Молния» с космодрома Байконур, а ракету-носитель не готовили там уже почти 10 лет и инструкторской группы уже не осталось, было принято решение: создать совместный боевой расчет двух космодромов. Когда на военном совете ВКС был задан вопрос, кто будет отвечать за результаты работ, Владимир Матвеевич сказал: «За все работы, связанные с подготовкой, запуском и управлением КА, отвечали, отвечают и всегда будут отвечать Управление эксплуатации и его начальник. Для этого они и существуют».
А создание космодрома Свободный! Эта работа вся - от идеи до первого запуска – абсолютно новое и невероятное в тех условиях слово в создании ракетно-космической техники. И сказать его могли только люди, до тонкости знающие все этапы, все требования технологии подготовки и запуска КА.
Во-первых, никто не создавал космодромы на средства, которые сам же и зарабатывал. А ведь только так можно было договориться с головным предприятием (Московский институт теплотехники) по созданию стартовой и технической позиции. Практически самим спроектировать измерительный комплекс космодрома и поставить из арсенала необходимое оборудование. Согласовать и привлечь к работе по трассе полета все имеющиеся в стране измерительные пункты, включая пункты Военно-Морского Флота.
Во-вторых, надо было заинтересовать разработчика КА - Научно-производственное объединение прикладной механики (НПО ПМ) имени М.Ф. Решетнева в реконструкции старого КА «Светоч», чтобы на его базе сделать новый малый КА «Зея» с целым набором новых функций.
В-третьих, следовало организовать подготовку техники и обучение личного состава на космодроме Плесецк, а потом, проделав через всю страну почти 20-дневный марш по железной дороге, осуществить запуск ракет космического назначения с пусковой позиции космодрома Свободный. И наконец, успеть сделать все это ранее, чем планировалось, на 3 месяца. При этом открыть космодром планировалось запуском американского КА на американские деньги.
Все дни этого года, начиная со дня принятия решения о создании нового ракетно-космического комплекса космодрома до первого полета КА «Зея», заместителю командующего военно-космическими силами по вооружению генерал-майору В.М. Власюку приходилось начинать и заканчивать с решения проблем нового российского космодрома.
Заместителем командующего Военно-космическими силами В.М. Власюк стал снова, как говорят, в рабочем порядке. Он находился в составе большой и представительной делегации, возглавляемой секретарем Совета Безопасности РФ Ю.М. Батуриным, которая осуществляла рабочую поездку по Забайкалью, Амурской области и Дальнему Востоку. Одним из объектов посещения был космодром Свободный. И вот, после очередного совещания, где с докладом выступил начальник Управления эксплуатации В.М. Власюк, командующий ВКС генерал-полковник В.Л. Иванов неожиданно спросил Батурина: «А что, Юрий Михайлович, подходящий у меня будет заместитель по вооружению?» - «Да вроде бы ничего. Но, кажется, указ президентом уже подписан. Так что время смотрин прошло…», - сказал Батурин. Так, в который уже раз, Владимиру Матвеевичу пришлось сказать «Есть!» - и начать работу в новой должности. Это уже был переход в новое качество, как по объему работы, так и по ее содержанию. Теперь за спиной не было никого. Ответственность за принятое решение только на тебе. А цена неправильно принятого решения в ракетно-космической технике ох как тяжела. С этого момента в число его обязательных присутственных мест добавилось еще одно – Министерство финансов. Постоянный денежный дефицит – это хуже, чем зубная боль. Болезнь проходит, а отсутствие денег - обычное состояние Вооруженных Сил России в последние годы. Войска жили одной надеждой, что когда-то это закончится. Государственный подход должен возобладать. Но годы шли, а сложности только увеличивались. И несмотря на то, что ВКС уже научились эффективно решать экономические проблемы, они всё увеличивались и увеличивались. Практически все запросы в Минобороны оставались без ответов. Приходилось соотносить свою деятельность с реальными условиями. И вместо решения сложнейших вопросов по созданию системы технического обеспечения Военно-космических сил, занимались различными проверками 2-3 раза в год. Поскольку нормативных документов по многим вопросам не было, отдельные рьяные и заинструктированные члены комиссий сделали выводы об «упущенной выгоде», якобы причиненной ВКС Министерству обороны. Терпение не выдержало даже у военных юристов, которые, рассмотрев представленные документы после скрупулезной экономической экспертизы, вернули их за ненадобностью. К сожалению, такими политико-правовыми вопросами приходилось заниматься все больше, и гораздо реже - собственно техническим обеспечением ВКС.
В результате интриг был уволен первый командующий ВКС В.Л. Иванов, а вскоре пришло и решение о ликвидации ВКС. И опять, как и при назначениях, все прошло без осложнений. Прислали приказ Министра обороны, объявлявший Указ Президента РФ, который был датирован числом более поздним, чем приказ Министра. «Очевидно, очень спешили», - пошутил офицер управления кадров. «Так спешили, что забыли и со мной поговорить», - сказал Владимир Матвеевич. «А с вами говорить бесполезно – за версту виден ответ. А близко подходить – мало ли что...», - опять с улыбкой произнес кадровик.
В.М. Власюк - академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, Заслуженный испытатель космической техники. Награжден орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», «За воинские заслуги», медалями, другими знаками отличия.
Жизнь, хотя генерал-лейтенант В.М. Власюк и оказался вынужденно гражданским человеком, на этом не заканчивается. Руки, ноги, голова работают, жена любит, сын продолжает военную династию, внуки растут, значит - надо трудиться дальше!