Заслуженный артист Республики Казахстан.
Лауреат Государственной премии России.
Кавалер ордена Дружбы (2009).
Владимир Толоконников родился в 1943 году в Алма-Ате. В годы войны в Казахстан отправляли раненых солдат, подселяя их для поправки здоровья к одиноким женщинам. Один из таких солдат и стал отцом будущего артиста. Позже он исчез, не оставив даже фотографии, но мама Владимира никогда не отзывалась о нем плохо…
Мама Владимира Толоконникова работала на биокомбинате и одна воспитывала сына. Послевоенные годы были тяжелыми, голодными, денег не хватало, и Владимир, чем мог, помогал. Безусловно, каждый мальчишка ощущает потребность в отце. Вот и Володя, будучи мальчиком мечтательным, придумывал себе отца, наделяя его всевозможными положительными качествами, а затем рассказывал о нем друзьям. При этом его рассказы были столь убедительными, что ему верили!
Володя рос талантливым мальчиком. Он замечательно рисовал и даже одно время собирался поступать в художественное училище. Еще, как и многие его сверстники, мечтал стать летчиком, бредил Валерием Чкаловым, бесконечно выспрашивая у мамы, почему она не назвала его в честь этого героя. В классе Володя был настоящим лидером и любимцем, он с блеском выступал на школьных вечерах, уже тогда демонстрируя артистические задатки.
Первым увидел в юноше актера руководитель драмкружка Михаил Азовский. В то время у Азовского занималось немало талантливых ребят, впоследствии ставших знаменитыми, это и Лев Прыгунов, и Вадим Абдрашитов, и Лев Темкин. Благодаря Азовскому поверил в себя и Владимир Толоконников.
До армии Владимир Толоконников успел поработать в молодежной студии Ю. Б. Померанцева на телевидении и даже попасть во вспомогательный состав республиканского академического драмтеатра театра им. Лермонтова. Периодически он появлялся на сцене в массовках. Одновременно с этим юноша начал штурмовать столичные театральные училища. Три года! И все безуспешно. И вроде бы он нравился приемным комиссиям, но почему-то не брали, советуя приехать на следующий год…
Затем была служба в армии, в Германии, в ракетных войсках, о которой Владимир Алексеевич вспоминает с благодарностью. Он считает, что прошел хорошую школу мужества, научившись терпению и дисциплине. В армии, помимо боевой подготовки, Владимир занимался и самодеятельностью, готовя концерты и пародируя начальников-офицеров.
Закончив службу, Владимир Толоконников вновь отправился в Москву. Подал документы во ВГИК и вновь не прошел. На этот раз ему объяснили, что у него слишком специфическая внешность, и есть опасность остаться актером одной роли…
Разочарование было сильное, но Владимир уже не видел себя в другой ипостаси, нежели актером. Он отправился в Куйбышев и устроился там в местный ТЮЗ. Проработав один сезон и сыграв более десяти ролей, Владимир Толоконников затем все же поступил в театральное училище, только не в одно из столичных, а в Ярославское. Впрочем, впоследствии об этом он никогда не жалел.
Окончив обучение, Владимир Толоконников вернулся в родную Алма-Ату, отработал один сезон в местном ТЮЗе, а затем был приглашен в Республиканский Академический театр русской драмы имени Лермонтова, крупнейший театр Казахстана. Начинал, как и многие, с эпизодов, но никогда на это не жаловался. Он вообще считал и считает, что эпизоды – это хорошая актерская школа. Ведь маленькую роль сыграть очень непросто, чтобы она удалась, актер должен ставить перед собой сверхзадачу.
Первой большой ролью актера на сцене театра им. Лермонтова стал Леший в «Василисе Прекрасной» (позже Толоконников играл в этом спектакле еще и Старика). И хотя роль была отрицательной, но как нравился этот персонаж детям!
Затем были роли Кардинала Вулси в «Королевских играх» Григория Горина, Луки в «На дне» Максима Горького, Сэлздон Моубрей и Грабитель в спектакле «Шум за сценой» М.Фрейна. Толоконников не всегда появлялся на сцене в главных ролях, в тех же «Уроках французского» он играл роль второго плана пастора Жозефа. Но зрители шли на спектакль именно в надежде увидеть своего любимого артиста.
В числе наиболее удачных театральных работ Владимира Толоконникова - Квазимодо из спектакля «Собор Парижской Богоматери». Вот как о его работе отзывались критики: «Актер не боится быть некрасивым, потому что понимает: главное - не внешнее, главное - то, что в душе. Вот он трогательно приносит цыганочке Эсмеральде
цветы, влюбленный, заботится о ней, и цыганочка в минуту страшного отчаянья зовет именно его, чувствуя рядом доброе сердце…»
Если в театре дела Владимира Толоконникова шли хорошо, то для кинематографа он долгое время оставался вне поля зрения. И это при том, что сам актер очень хотел сниматься. Нет, не для славы. Просто он чувствовал, что созрел для кино, ему есть, что сказать зрителю…
Дебют актера на экране состоялся уже в зрелом возрасте, а «открыл» Толоконникова массовому зрителю Владимир Бортко. Режиссер долго не мог определиться с кандидатурой на роль Шарикова в экранизации булгаковского «Собачьего сердца». Бортко неловко признаваться, но он, выбирая актера, попросил принести фотографии самых некрасивых. «Было сказано: найдите мне, пожалуйста, людей, которые похожи на собак», - вспоминает режиссер. Ему принесли фотографии восьми актеров, среди которых были знаменитые Николай Караченцов, Алексей Жарков. Самым последним было фото никому неизвестного алма-атинского актера Владимира Толоконникова, предложенное ассистенткой режиссера Галиной Гальцевой. Он и Жарков оказались отобранными Бортко для финальных проб. На пробах Толоконников и покорил режиссера. Владимир Бортко вспоминает: «Толоконников убил меня совершенно. На пробе он разыгрывал сцену с водкой: «Желаю, чтобы все!». Он так убедительно гмыкнул, хэкнул, так удивительно пропутешествовал глоток по его шее, так хищно дернулся кадык, что я утвердил его немедленно».
По странному совпадению судьбы как раз в это же время Толоконникова утвердили на роль Шарикова в его родном Республиканском академическом театре русской драмы имени Лермонтова. На сцене эту роль Толоконников сыграл не менее блистательно, чем в кино, но совсем по-другому. Актер сокрушается, что тот спектакль в свое время не сняли на пленку. Зрителям было бы интересно сравнить эти две работы…
Успех «Собачьего сердца» превзошел все ожидания. Вслед за удачным дебютом в Советском Союзе, картина триумфально прошла еще по 32 странам мира и была включена в сто лучших фильмов столетия. Владимир Толоконников в одно мгновение стал звездой мирового масштаба. Роль Шарикова, гениально сыгранная 45-летним актером, принесла ему официальное признание в виде Государственной премии и, что намного важнее, всенародную любовь.
Правда, всенародная популярность долгое время была весьма оригинальной. К Владимиру Толоконникову нередко подходили на улице за автографом. «А вы хоть фамилию мою знаете?» - спрашивал актер и получал ответ: «Знаю – Шариков». Нередко ему доводилось слышать на улице возгласы: «Смотри, Шарик идет!», что тоже не доставляло удовольствия. У уж совсем раздражало и раздражает актера, когда его, сыгравшего после Шарикова на киноэкране уже не один десяток ролей, журналисты продолжают расспрашивать про «Собачье сердце».
Впрочем, такова судьба не одного Владимира Толоконникова. Александр Демьяненко, например, так и остался в памяти зрителей Шуриком, а Владимир Тихонов Штирлицем. А вот Толоконникову достался Шариков. Актер понимает, что сняться в произведении такого мастера как Михаил Булгаков - это счастье, просто обидно, что о других его работах говорят мало. А ведь многие этого достойны…
О том, что Толоконников не российский, а казахстанский актер, для многих является откровением. Поэтому, когда в 90-е годы после «Собачьего сердца» он выпал из поля зрения российского зрителя, о нем чего только не написали в газетах. Мол спился, живет, как собака в какой-то будке… А он, тем временем, успешно работал в родном театре, снимался в кино (как в лентах казахских режиссеров, так и российских), строил дом, воспитывал сыновей. Словом жил полноценной жизнью.
Как-то без особого шума на экранах прошла блистательная трагикомедия Николая Досталя «Облако-рай» (1990), собравшая на кинофестивалях кучу наград. Владимир Толоконников там бесподобно сыграл Филомеева. В 1993 году актер снялся в комедии «Мечты идиота» (по знаменитому произведению Ильфа и Петрова «Золотой теленок»). Фильм получился неудачным, но даже в самых разгромных статьях отмечали отличную игру Толоконникова в роли Адама Козлевича. Эта роль дорога и самому актеру.
У себя на родине Владимир Толоконников стал культовой фигурой после первого казахского сериала «Перекресток», вышедшего
на экраны в середине 90-х - актер сыграл там механика Пашу. Стоит отметить и работы Толоконникова в фильмах «Небо в алмазах», «Шанхай», «Тот, кто нежнее».
По иронии судьбы Владимир Толоконников некоторое время был гораздо более известен в России, нежели у себя на родине в Казахстане. Ситуацию изменило участие в сериале «Перекресток» и других казахских лентах. Затем последовал проект «На кухне с Толоконниковым», начавший выходить на местном телевидении. В этой передаче актер встречался со многими российскими знаменитостями, приезжавшими в Казахстан. Сам Толоконников признается, что именно после этой передачи его фамилию на родине, наконец-то, выучили.
Еще один телепроект Владимира Толоконникова – юмористическая программа «Толобайки». В какой-то мере это – аналог российского «Городка». Вместе с Геннадием Балаевым они разыгрывают на экране различные байки, анекдоты. Толоконников сам подбирает костюмы ко всем сценам, сочиняет сюжеты… Программа не один год с успехом идет на казахстанском канале КТК. Одно время она демонстрировалась в России, где также нашла своих поклонников.
Владимир Толоконников по-прежнему живет в Алма-Ате, работает в театре, на телевидении и, несмотря на огромное расстояние, отделяющее его от Москвы, с удовольствием принимает предложения из России. Он снимался в известных сериалах: «Гражданин начальник» (судмедэксперт), «Две судьбы» (дедушка Нади), «Участок» и «Заколдованный участок» (бухгалтер Юлюкин), «Убойная сила-5» (дядя Саша), «Солдаты» (Евгений Петрович), «Прапорщик Шматко» (дядя Женя), «Виола Тараканова. В мире преступных страстей» (учитель русского языка Аким) и других.
В 2005 году актер снялся в продолжении картины Николая Досталя «Облако-рай» - «Коля – перекати поле», сыграв все того же Филомеева. Колоритный, запоминающийся персонаж! Его фразы из фильма, такие как «Земля-то круглая, да жизнь плоская», стали крылатыми.
Не прошел мимо внимания зрителей и фильм Петра Точилина «Хоттабыч», где Владимир Толоконников сыграл главную роль. Поначалу продюсер картины относился к кандидатуре Толоконникова скептически, - какой из него Хоттабыч. И сдался только тогда, когда Точилин, взяв фотографию Владимира Алексеевича, пририсовал к нему в фотошопе бороду. Толоконников, создавая образ, старался абстрагироваться от всем известного образа 1956 года. Его Хоттабыч получился совсем другим. «Мой Хоттабыч, выдавил из себя раба, ему надоело много лет исполнять чужую волю. Он, получается, герой… А потом опять попадает в кувшин. И уже оттуда - в Интернет», - рассказывает о своем персонаже Владимир Алексеевич...
Недостатка в предложениях сниматься актер не испытывает. Да, некоторые роли ему так и не удалось сыграть. Вот, например, Воланда в «Мастере и Маргарите» - он чувствует, что эта роль у него бы получилась. Что ж, приходится играть то, что предлагают. Среди последних работ актера: безногий инвалид Николай Трофимович в мистической драме Владимира Фатьянова «Правосудие волков», директор склада Александр Леонидович Казаков в криминальной мелодраме Радды Новиковой «Захватчики».
Владимир Алексеевич доволен своей жизнью. Жена, два сына, интересная работа, собственный дом с камином. Особая гордость актера – собственный розарий. Как он любит свои розы! Выходя утром во двор с чашкой кофе и сигаретой (от этой вредной привычки избавиться не может никак), он всегда здоровается со своими цветами. Поливает их, обрезает. Вообще Владимир Алексеевич в жизни – полная противоположность своему экранному герою Шарикову. Он, как раз, прекрасно понимает, как опасны для общества такие бездуховные существа. Может быть, именно благодаря этой противоположности и получился столь запоминающийся образ.
Владимира Алексеевича помнят и любят в России. И за Шарикова, и за Филомеева, и за дядю прапорщика Шматко. На свое 65-летие Толоконников получил официальную поздравительную телеграмму от Сергея Миронова, председателя Совета Федерации России. А в 2009 году президент России подписал указ о награждении замечательного актера орденом Дружбы. «Сия награда говорит о том, что для искусства нет преград, что это символ дружбы России и Казахстана. А я, как связующее звено: работаю здесь в театре, снимаюсь в основном в России», - говорит Владимир Алексеевич.