19 Августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды.
Родился 7 Августа 1923 года в посёлке Алексеевка, ныне город Белгородской области, в семье рабочего. Окончил 9 классов. В 1940 году переехал в город Долгопрудный Московской области. Работал на заводе, окончил аэроклуб. С Ноября 1941 года в Красной Армии. В 1942 году окончил военную авиационную школу пилотов.
С Июля 1942 года в действующей армии. Командир эскадрильи 88-го истребительного авиационного полка ( 229-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия ) Лейтенант В. В. Собин совершил 379 боевых вылетов, участвовал в 122 воздушных боях, в которых лично сбил 9 и в группе 6 самолётов противника. 7 Февраля 1944 года в районе города Керчь, будучи ведущим 4 самолётов, смело вступил в бой с вражескими истребителями, сбив один из них. В этом бою получил 9 ранений, но продолжал управлять группой, пока противник не был обращён в бегство. Сумел произвести посадку на своём аэродроме. 8 Февраля 1944 года умер от ран. 19 Августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды.
Похоронен в городе Алексеевка на площади им. III Интернационала. Навечно зачислен в списки воинской части. В городе Алексеевка установлен бюст Героя, его имя носит улица.
* * *
17-летним пареньком в 1940 году переехал Василий Собин в подмосковный город Долгопрудный, работал слесарем на машиностроительном заводе, учился в аэроклубе имени А. В. Ляпидевского. В 1941-м призвали в Красную Армию, окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов и в звании сержанта в Июле 1942-го был направлен на фронт в составе группы выпускников этой авиашколы на пополнение 88-го истребительного авиаполка, сражавшегося на Южном фронте. Но вылететь на боевое задание Василию довелось нескоро.
Передав свои истребители И-16 соседнему полку, Собин и его однополчане отправились в тыл на освоение нового самолёта ЛаГГ-3. Переучивание продолжалось до Мая 1943 года.
Освоив новые машины, полк перебазировался на Кубань, где с ходу включился в жаркое воздушное сражение. Здесь командир звена Собин проявил недюжинные способности командира - воспитателя. В ходе 3-го воздушного сражения в кубанском небе, продолжавшегося с 26 Мая по 7 Июня, лётчики полка сбили более 40 самолётов противника, из которых 4 - пришлось на долю Собина.
Осенью 1943 года полк участвовал в боях за освобождение Новороссийска и Таманского полуострова - к этому времени Лейтенант В. В. Собин стал заместителем командира, а затем и командиром 3-й эскадрильи.
4 Декабря 1943 года во главе четвёрки ЛаГГ-3 Василий Собин провёл бой с численно превосходящим противником. Схватка закончилась победой наших лётчиков. Но на смену первой группе фашистских истребителей подошла вторая, и борьба разгорелась вновь.
Немцы нападали с разных сторон, но Собин крепко держал свою группу, сцементировав её волей и упорством. Каждый лётчик, атакуя врага, оберегал и товарища, отсекал от него фашистов. Вот ведущий заметил, что один самолёт его группы подбит и что пара Мо-109 вновь навалилась на него. Ни секунды не медля, Василий пошёл на выручку, внезапным ударом разогнал "Мессеров". Товарища спас, помог ему выйти из боя, но сам попал под огонь четырёх Ме-109.
Мотор работал с перебоями. Появившееся пламя всё больше разрасталось, лизало ноги, руки, лицо. Угроза взрыва бензобаков настоятельно требовала немедленного приземления. Но Василий, сконцентрировав силу и мужество, упорно шёл на свою территорию. Наполовину ослепший от дыма, он посадил самолёт на воду.
Стояла зима. Холодный ветер гнал большую волну, хотя прибрежные отмели Таманского полуострова и были затянуты льдом. После посадки машина сразу же стала тонуть. Собин осмотрелся - никого. С одной стороны виднелся высокий Крымский берег, с другой - пологий Таманский. Летчик поплыл к Таманскому. Солёные брызги разъедали глаза, болели обожжённые руки, но он плыл. Сначала освободился от намокшего парашюта, потом от реглана, с огромным трудом - от сапог.
Лейтенант плыл уже больше часа, когда показалась лодка. Надежда на спасение превратилась в уверенность. Но вдруг налетели "Мессеры", открыли огонь, и повреждённая лодка повернула к берегу.
Собин ещё целый час боролся со смертью. Вода л
еденила не только усталое тело - всё существо. Но лётчик не падал духом. На исходе 2-го часа после посадки его подобрала спасательная лодка.
Прошло какое - то время, и Собин возвратился в родную боевую семью истребителей, снова начал летать, сражаться с врагом...
В Январе 1944 года, в период боёв за Керчь, авиаторы 4-й Воздушной армии оказывали очень эффективную поддержку своим наземным войскам. Сохраняя господство в воздухе, они громили врага днём и ночью, в простых и сложных погодных условиях, проявляли волю и настойчивость при выполнении поставленных задач.
23 Января в 13:41 станция наведения обнаружила вражеские самолёты в 40 км севернее Феодосии. Несколько минут спустя на подходе к Керчи эта группа численностью до 20 Ju-87 была атакована истребителями 159-го Гвардейского авиаполка во главе с Лейтенантом В. В. Собиным. В результате 2 "Юнкерса" сразу же загорелись. Основная масса бомбардировщиков сбросила груз неприцельно. Отдельные машины пытались прорвать заслон истребителей и нанести удар, но их попытка оказалась безуспешной. Потеряв ещё один самолёт, немцы повернули на запад.
7 Февраля 1944 года командир эскадрильи 88-го истребительного авиационного полка Лейтенант В. В. Собин вступил в свой последний воздушный бой.
В тот день он, будучи ведущим, вылетел четвёркой на прикрытие наземных войск в районе города Керчи. Через несколько минут после выхода в назначенный район вступили в бой с большой группой самолётов противника. Молниеносной атакой Собин сбил Ju-87, нарушив строй бомбардировщиков. Каждая наша пара сражалась с 4 - 6 "Мессерами". Позже узнали, что Василий Собин продолжал сражаться, истекая кровью: осколком разорвавшегося в кабине снаряда его тяжело ранило в голову, ногу и левую руку...
Вскоре на выручку подоспели истребители с других участков, и только тогда Собин решился выйти из боя. Два других самолёта с двух сторон словно поддерживали плоскостями своих истребителей израненный "ЛаГГ" Собина.
Прикрываемый ведомыми, Собин пошёл на аэродром. При заходе на посадку он попытался выпустить шасси, но повреждённая левая стойка не вышла. Не помог и аварийный способ выпуска. Несмотря на 9 ранений в бедро, руку, ногу и голову, несмотря на тяжёлое состояние, лётчик решил спасти самолёт. Он зашёл на посадку, намереваясь приземлиться на одно колесо. Но ограниченные размеры площадки и попутный ветер не позволили сесть с прямой. Лётчик прошёл над аэродромом, развернулся на 130 градусов, спланировал и мягко приземлил самолёт на правое колесо.
Истекая кровью, он удержал самолёт и на пробеге не дал ему развернуться, а когда скорость погасла, левой рукой, раздробленной осколками снаряда, дотянулся до зажигания и выключил мотор. Затем потерял сознание. Придя в себя лишь на минуту и спросив, цел ли его самолёт, он снова впал в забытье.
Не единичны случаи, когда лётчики, израненные в боях, умирали после посадки. Стремление спасти машину, своё оружие становилось единственной целью, и это стремление концентрировало их волю, нервы, мысли, придавало им силы на очень короткий, но исключительно сильный душевный порыв.
Когда хоронили Василия Собина, один из его друзей говорил примерно такие, идущие из самого сердца слова: "Он умер в воздухе... Задолго до того, как приземлился. Он очень любил свой полк и нас, товарищей, и это дало ему силы прийти домой..." Это верные слова.
8 Февраля 1944 года Василий Собин скончался от 9 ран, полученных в последнем воздушном бою. Всего же он к этому времени совершил 379 боевых вылетов, участвовал в 122 воздушных боях, в которых лично сбил 9 и в группе 6 самолётов противника. За это он был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Похоронили Героя в станице Фонталовской Темрюкского района Краснодарского края. В 1946 году его прах перевезён на родину и перезахоронен в центре города Алексеевки Белгородской области на площади имени III Интернационала.
В городе Алексеевке установлен бюст Героя, его имя носят улица и школа. В городе Долгопрудном Московской области именем Василия Собина названы площадь и школа, у проходной завода, в котором начиналась его трудовая деятельность, установлена мемориальная доска.
27 Июня 1965 года приказом Министра обороны СССР Василий Васильевич Собин навечно зачислен в состав 159-го Гвардейского истребительного авиационного полка.