Украинский юрист и государственный деятель. Председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Украины с 2007.
Окончил юридический факультет Киевского государственного университета (1970; специализация — международное право), аспирантуру Института государства и права АН Украины (1974), доктор юридических наук (1992), профессор (1993).
В 1970—1971 служил в Вооружённых силах СССР.
В 1974—1976 — младший научн
ый сотрудник Института государства и права АН УССР.
В 1976—1985 — преподаватель, старший преподаватель, доцент Киевской высшей школы МВД СССР.
В 1986—1996 — доцент, профессор, заведующий кафедрой Киевского государственного университета.
В 1996—2005 — судья, заместитель председателя Конституционно
го суда Украины.
В 2005—2007 — представитель президента Украины в Конституционном суде Украины.
С 30 мая 2007 — заместитель члена Европейской Комиссии «За демократию через право» (Венецианская Комиссия).
1 июня 2007 избран членом Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Украины.
С 2 июня 2007 —
председатель ЦИК Украины.
Во время рассмотрения в Конституционном суде в апреле — мае 2007 вопроса о соответствии Конституции указа президента Виктора Ющенко о роспуске Верховной рады представлял интересы президентской стороны. В интервью 16 мая 2007 поддержал точку зрения об ангажированности ряд
а судей противниками Ющенко:
У меня сложилось впечатление, что часть судей, что называется, заангажирована. С самого начала по отношению к ним было использовано много соблазнов и стимулов. В нашем составе несколько иногородних судей почти два года ждали квартиры и жили в гостинице. А тут сразу… О
тсюда возможна зависть, когда одному что-то дают, а другому — нет. Это разъединяет и разобщает. Судьи КС, по сути, и не работали вместе, поскольку за 10 месяцев не приняли ни одного решения. А работа над конкретными делами могла бы создать в суде коллектив. Но они занимались странными вещами и вели
странные дискуссии. В общем, говоря словами булгаковского Воланда, «квартирный вопрос их испортил». И, наверное, не только этот вопрос.
Скептически оценивал политическую реформу, реализованную на Украине в начале 2005. По его мнению,
в принципе усиление основ парламентаризма — усиление контрол
я парламента над Кабмином, создание юридических предохранителей от чрезмерной концентрации власти в любых руках — это необходимость. Но мы попробовали преодолеть пропасть в два прыжка. Поэтому наши ноги сейчас в воздухе, где мы пытаемся найти точку опоры. Мне кажется, идеальным вариантом было бы фор
мирование так называемой консенсусной демократии, когда основные кадровые назначения и увольнения осуществляются в сотрудничестве президента и премьер-министра. Например, президент увольняет министров исключительно по представлению Кабмина, при этом ВР имеет право по специальной процедуре выразить н
едоверие всему составу Кабмина. Главное, юридически заставить треугольник президент — парламент — правительство тесно сотрудничать между собой.
Награды и звания
Орден князя Ярослава Мудрого V степени (21 мая 2008) — за выдающиеся личные заслуги в развитии правового государства, отстаивание идеа
лов демократии и конституционных прав и свобод граждан, многолетний добросовестный труд и по случаю 60-летия со дня
рождения
Орден «За заслуги» I степени (10 октября 2006) — за весомый личный вклад в утверждение конституционной юрисдикции в Украине, многолетний добросовестный труд, высокий профе