Советский авиаконструктор. Окончил Моск. высшее техн. уч-ще (МВТУ) им. Баумана (1922). В 1917-18 од- новременно с учёбой в МВТУ работал там же техником в аэродинамич. лаборатории под руководством H. E. Жуковского, а затем в 1921-36 в Центральном аэрогидродинамич. ин-те (ЦАГИ) под руководством А. Н. Туполева, где принимал участие в проектировании цельнометаллич. самолёта АНТ-2.
Совместно с инженером-конструктором В. Н. Беляевым разработал методы расчёта прочности и развил теорию конструирования металлич. многолонжеронных крыльев. Руководил созданием и внедрением в серийное произ-во первых тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1 (АНТ-4) и ТБ-3 (АНТ-6), участвовал в создании самого бо
льшого самолёта того времени АНТ-20 «Максим Горький» (1934). В 1936 П. - зам. гл. конструктора ЦАГИ, затем гл. конструктор на авиационном заводе. В 1936 году совершил первый полёт созданный под руководством П. четырёхмоторный высотный скоростной бомбардировщик дальнего действия ТБ-7 (Пе-8), предопре
деливший дальнейшее развитие этого класса боевых самолётов. На Пе-8 сов. лётчики в Великую Отечеств, войну наносили бомбовые удары по воен. объектам в глубоком тылу пр-ка. В 1939 в КБ, руководимом П., создаётся опытный двухмоторный высотный истребитель «ВИ-100» («Сотка»), а затем скоростной пикирующ
ий бомбардировщик Пе-2 (1940), к-рый успешно применялся в Великую Отечеств, войну. В 1941 на базе Пе-2 был выпущен истребитель-перехватчик и высотный разведчик Пе-3, успешно применявшийся в битве под Москвой и для прикрытия караванов судов в полярных морях. Лауреат Гос. премии СССР (1941). Награждён