Наш бывший соотечественник, участвовавший в создании «Руси изначальной», «Узника замка Иф» и «Подземелья ведьм», в 1997 году перебрался в Голливуд и стал одним из самых востребованных постановщиков трюковых сцен.
Участвовал в постановке трюков 26 картин, в том числе в таких фильмах, как «Пираты Карибского моря 1–2 », «Домино», «Пароль «Рыба-Меч», «Царь скорпионов», «Тонкая красная линия» и многих других. Последняя работа в России – фильм «Волкодав» (реж. Николай Лебедев) совместно со словацкими каскадерами. В данный момент ставит трюки для российских фильмов: «Параграф 78» (реж. Михаил Хлебородов), выход в прокат осенью- 2006 и «Смерш ХХI» (реж. Константин Максимов).
– Как началась ваша американская карьера?
– Чужаку, не состоящему в профсоюзе, не попасть в кино. А, не снимаясь в кино, не попасть в профсоюз. Но мне повезло, я снялся в рекламе и получил профсоюзную карточку. Первый фильм был «Самолет президента». В сюжете были задействованы русские, и постановщику трюков тоже хотелось иметь русского рядом с собой. Следующий фильм был «Маска Зорро». Когда смотрю этот фильм, мне смешно, потому что я иногда «убиваю сам себя». Бежишь с одной стороны – стреляешь в другую, и с той стороны падаешь тоже ты.
– В чем заключается работа постановщика трюков?
– Хорошие постановщики трюков – это те, у кого развито воображение. И когда я читаю сценарий, у меня в голове начинают возникать какие-то картинки. Но это не мой сценарий, и режиссер может сказать, что он видит по-другому, поэтому мы все тщательно согласовываем. На экране трюк занимает 3–4 секунды. А подготовка к нему может занять неделю. Боевые сцены репетируются сначала с каскадерами, а затем с актерами.
– Постановщик боевых трюков обязательно должен быть и хореографом?
– Мне кажется, что российское кино делает ошибку, пытаясь показать бои как настоящие. На экране это смотрится неинтересно. Обратите внимание, что все бои Ван Дамма, Джета Ли, Стивена Сигала – нереальные. Их хореография создана специально для кино.
– Голливуд стал приглашать постановщиков боев из Гонконга. Это мода или действительно они лучшие в этом деле?
– Они лет 20 занимались именно постановкой боев для кино. У них сформировалась школа. Они занимались тросами, то есть подвешиванием, полетами… И сегодняшнему зрителю это нравится больше, потому что это более зрелищно. Но, смотря какое кино. Например, в «9 роте» не может быть ничего подобного «Летающим кинжалам».
– Как защищаются права каскадера в России и в Америке?
– В США у члена профсоюза есть медицинская страховка, которая покрывает зубы, глаза, ноги, руки и всё остальное. Плюс дополнительные страховки на площадке от несчастного случая и страховки на восстановление рабочего состояния. В России сейчас стали покупать страховки на каскадеров. И, если что-то произойдет на площадке, человека отвезут в больницу, ему помогут. Но страховок, которые материально поддерживают, когда ты не работаешь, нет.
– У многих актеров есть свои персональные дублеры, которых подбирают по внешности, по росту, по комплекции и которые выполняют за них трюки.
– Один раз мне предложили «попробоваться на Брюса Уиллиса», но выбрали моего приятеля. Он более сухопарый. Очень хорошее дело – дублировать больших звезд, потому что они тебя ставят на свой контракт, и ты практически гарантированно работаешь. Кейси О’Нил, мой приятель, дублировал Антонио Бандераса, а сейчас он на контракте с Томом Крузом, то есть он знает свой график съемок на ближайшие пять лет! А «самостоятельный» каскадер отработал большую картину – и не всегда знает, будет завтра работа или нет.
– А вы работали с Томом Крузом?
– Работал. Последняя картина была «Война миров». Он очень профессиональный человек.
– Как летают на тросах? Их тянут вручную или это делает машина?
– В основном вручную, потому что вручную немного больше контроль и больше возможностей.
– Грубо говоря, три здоровых пацана берут веревку…
– …Дергают за веревки не просто здоровые ребята, а ребята, которые разбираются в этом. Они видят, когда надо тянуть, когда не надо... Эта профессия называется rigging и очень востребована в Америке.
– Продюсеры не просят вас, как постановщика трюков, быть экономнее?
- На больших картинах, как правило, бюджет на трюки не расписывается. В Голливуде все профессионалы. И если во время съемок становится ясно, что нужны дополнительные средства на трюки или спецэффекты, то эти, скажем, 10 миллионов долларов, как правило, находятся.