Иногда ты пытаешься сделать свою роль хорошо, что-то прогнозируешь, а во время монтажа всё меняется или даже вырезается. Хотя есть картины, которые в итоге получились даже лучше, чем я себе представлял, но у меня в этих фильмах, как правило, небольшие роли.
- Владимир Бенедиктович, для начала мне хотелось бы узнать, если у вас какие-то особые воспоминания связанные с Одессой? Приходилось ли вам сниматься в нашем городе?
- Вы знаете, я Одессу очень люблю. Впервые попал сюда я относительно недавно, где-то в 70-х годах. У меня здесь был один очень верный режиссёр – Радомир Борисович Василевский. Он снимал хорошие детские картины и в нескольких из них я играл. Также я снимался в фильме Михаила Каца «Анекдотиада, или История Одессы в анекдотах». Одесса – это очаровательный город, со своим юмором и, прежде всего, со своим отношением к жизни. И ещё я очень люблю одесский трамвай, какое-то трепетное у меня к нему отношение. Жаль, что ваши трамваи теперь так редко ходят.
- У вас есть самая звёздная роль, по которой вас все знают?
- Это судить зрителям. Я могу говорить только о тех работах, которые, на мой взгляд, удались. Иногда ты пытаешься сделать свою роль хорошо, что-то прогнозируешь, а во время монтажа всё меняется или даже вырезается. Хотя есть картины, которые в итоге получились даже лучше, чем я себе представлял, но у меня в этих фильмах, как правило, небольшие роли. Мне кажется, что меня помнят по картине «Дебют». Это фильм про сельского парня, которого пригласили сниматься в кино. Ему предстояло сыграть роль фашиста, отпихивающего ногой буханку хлеба. Он не смог этого сделать, и так и не сыграл роль. Есть у меня хорошие картины, связанные с военной темой. Много мне пришлось переиграть милиционеров.
- Но вам не обидно, что нет такого образа, который бы сразу вставал перед глазами при упоминании имени Владимира Носика?
- Я уверен, что такая роль у меня ещё впереди. Я живу будущим.
- А как давно у вас, киноартиста, начались отношения с театром?
- С театром у меня сложные или, вернее сказать, необычные отношения. Когда я закончил ВГИК, где учился в мастерской Бориса Андреевича Бабочкина…
- Как раз хороший пример артиста, которого все знают в первую очередь по одной роли - Чапаева...
- Так вот, после Института кинематографии я почти 25 лет работал в Театре Киноактёра. Когда этот театр практически прекратил своё существование мне повезло, меня приняли в Малый театр, где я служу уже десять лет. Начал я там с совсем маленьких ролей, но теперь мне доверяют, например, играть Ивана Чебутыкина в «Трёх сёстрах». Всё-таки театральная специфика очень отличается от кинематографической. В России сейчас театр находится, на мой взгляд, в привилегированном положении. Помимо театра репертуарного у нас появился ещё и антрепризный театр. Это великолепное сочетание. Антреприза требует определенных качеств от артиста. Такие спектакли создаются быстро и возиться с тобой ни у кого нет времени. В антрепризе задействованы только те, кому их профессиональные качества позволяют в ней играть. Также мне повезло с партнёрами по антрепризным спектаклям. Где бы ещё смогли встретиться на одной сцене, наприм
ер, Нина Ивановна Русланова из театра им. Вахтангова, Татьяна Кравченко из Ленкома, Марина Яковлева из Нового драматического и Саша Леньков из театра Моссовета? Я считаю, очень полезно работать вместе актёрам разных театральных школ. И зрителю это интересно. Раньше, возможно, артисты могли приехать на гастроли несколько расслабленными. Сейчас такого нет. Кроме того, прокатчики отсматривают все постановки заранее и плохую вещь они зрителю никогда не предложат. В противном случае зритель просто не пойдёт в следующий раз на антрепризный спектакль.
- Когда вы только пришли в театр, не смотрели ли свысока на вас корифеи Малого, как на любого киноартиста?
- Может быть, силу своего характера, но я не замечал никакого негативного отношения к себе. Потом мне, правда, рассказали, что у некоторых были опасения, что в виду своей киношной известности я буду как-то неадекватно себя вести. Но я же, напротив, пришёл и сразу понял, что мне нужно ещё подучиться, чтобы встать в один ряд с театральными актёрами. И начинал в театре я, как уже сказал, с очень маленьких ролей. Нужно отдать должное руководителям Малого театра Юрию Соломину и Виктору Коршунову. Они сохранили лицо этого театра. Ведь, в отличии от антрепризы, репертуарный драматический театра должен вести зрителя за собой, заставляя его думать и сопереживать. Многие же театры пошли на поводу у зрителя. Майя Плисецкая в одном интервью очень чётко сформулировала, что когда актёр пытается понравиться зрителю, он заканчивается как артист.
Владимир НОСИК
- С театром разобрались. А как складываются сейчас ваши отношения с кино, как актёра и как зрителя?
- Сейчас кино рождается заново. Появляются новые художественные картины. Сериалы – это потогонная система. Есть интересные сериалы, не хочу все ругать под одну гребёнку. Но большинство же это, так называемые, «говорящие головы», которые говорят непонятно о чём.
- А можете ли вы вспомнить несколько конкретных названий относительно новых фильмов, которые позволяют с оптимизмом смотреть в будущее российского кино?
- Прежде всего, могу назвать «Возвращение» Звягинцева. Потом мне понравился «Бумер». Зря говорят, что это картина о бандитах. Я и сам пошёл на этот фильм с неким предубеждением. Но после просмотра я обрадовался тому, что ошибся. В «Бумере», безусловно, присутствует элемент художественности. Там есть то, что было в хорошем советском кино: каждое действие героев мотивированно и имеет своё логическое завершение. Ещё одна хорошая картина «Коктебель». Молодежь сейчас снимает очень профессиональное кино. Когда начался вся эта разруха в начале 90-х и не только в кино, то появилось много людей, которые решили, что они могут заниматься каким-то делом, не обучаясь ему. В любой сфере должны работать профессионалы.
- Мы увидим вас в кино в ближайшее время?
- Разве что в старом. Так как в этом году у меня не было ещё ни одного съёмочного дня.