В.И. Немирович - Данченко русский советский режиссер, театральный, деятель, писатель, драматург. Народный артист СССР (1936). Совместно с К. С. Станиславским был основателем и руководителем Московского Художественного академического театра СССР имени М. Горького.
Родился в семье военного. Детство провел в Тифлисе. С юных лет проявлял большой интерес к театру, с успехом участвовал в любительских спектаклях. Позднее, занимаясь на физико-математическом факультете Московского университета (1876-79), продолжал глубоко интересоваться театром. Театральные воззрения Немировича-Данченко складывались под влиянием эстетики русских революционных демократов, А. Н. Островского, а также под непосредственным воздействием реалистического искусства крупнейших актеров московского Малого театра - М. Н. Ермоловой, Г. Н. Федотовой, О. О. Садовской, А. П. Ленского и др.
В 1877 развертывается деятельность Немировича-Данченко, как театрального критика (статьи и обзоры в журналах "Будильник", "Артист", газетах "Русский курьер", "Новости дня" и др. под псевдонимами Вл., Владь, Гобой, Нике и Кикс, и др.). Немирович-Данченко защищал реалистические традиции русской сцены, выступал против идейного застоя, преобладания внешних эффектов, за коренное обновление репертуара, тесную связь театра с передовой литературой. В своих блестящих по форме статьях Немирович-Данченко обнаружил тонкое понимание актерского искусства и драматургии; подробно анализируя игру выдающихся современных актеров, он настойчиво выдвигал требование многоплановых сценических образов, резко протестовал против рутинных приемов игры, ставил вопрос об интеллигентности актера. Он глубоко ощущал оторванность театра от современности, от запросов демократического зрителя и не раз обращался в дирекцию императорских театров с проектами реформ. Уже тогда его увлекала идея создания общедоступного театра, обновления театра через драматургическую школу.
В эти же годы Немирович -Данченко выступает и как писатель (первый рассказ "На почтовой станции", 1881). Он был автором многих повестей, романов (наиболее известны "На литературных хлебах", 1890, изд. 1891, "Губернаторская ревизия", опубликовано в 1895) и пьес ("Последняя воля", 1888, "Новое дело", 1890, "Золото", 1895, "Цена жизни", 1896, "В мечтах", 1901). В своих произведениях Немирович-Данченко рисовал главным образом жизнь русской интеллигенции и ее трагедию в условиях буржуазного общества. Драмы его пользовались большой популярностью, ставились в Александринском и Малом театрах с участием Ермоловой, Садовской, Савиной, Ленского и др., а также в провинции. Однако, несмотря на крупный успех его пьес, Немерович-Данченко предъявлял к своей драматургии повышенные требования, что ярко выразилось в его отказе от присужденной ему в 1896 Грибоедовской премии за пьесу "Цена жизни" в год появления чеховской "Чайки".
Участвуя в постановках своих пьес в Малом театре, Немирович-Данченко имел возможность еще глубже ощутить необходимость творческих преобразований в области сценического искусства. Первоначальный путь к этому он видел в педагогической деятельности, в подготовке молодых актеров, свободных от сценических штампов, способных чутко прислушиваться к запросам жизни и новым явлениям в драматургии. В 1891-1901 Немирович-Данченко вел преподавательскую работу в драматическом отделении Муыкально-драматического училища Московского филармонического общества. В своей педагогической работе Немирович-Данченко стремился к раскрытию индивидуальных качеств учащихся, требовал от них проникновения в идейную сущность и стилистику пьес.
Заинтересованный режиссерской деятельностью К. Станиславского в руководимом им Обществе искусства и литературы, Немирович-Данченко обратился к нему с предложением объединить усилия в деле реформы русского театра. Результатом их встречи явилось создание в 1898 Художественно-общедоступного театра (так вначале назывался МХАТ), в труппу которого наряду с участниками Общества искусства и литературы вошли лучшие ученики Немировича-Данченко по Филармоническому училищу. В тесном содружестве со Станиславским Немирович-Данченко осуществлял творческое и организационное руководство МХТ; будучи "заведующим репертуаром", он определил идейно-репертуарную линию театра, сразу же придав ей ярко выраженное передовое, демократическое направление.
Немирович-Данченко первым понял новаторское значение драматургии А. П. Чехова. Немирович-Данченко вместе с коллективом МХАТа и Чеховым явился инициатором привлечения М. Горького к драматургической деятельности и помог ему советами при создании его первых пьес ("Мещане", "На дне"), написанных для Художественного театра. Обращение к Горькому, крупнейшему представителю пролетарского искусства, явилось вершиной общественной активности МХАТа в период подготовки революции 1905-1907. Немирович-Данченко осуществил вместе со Станиславским постановку пьесы Горького "На дне" (1902) и всех пьес Чехова (самостоятельно он поставил "Иванова", 1904), с предельной зоркостью вскрывая сущность произведений, увлекая актеров блестящим психологическим анализом образов, тонкостью режиссерских приемов.
Он ввел в репертуар театра и поставил пьесы видных западно-европейских драматургов - Г. Ибсена ("Когда мы, мертвые, пробуждаемся", 1900, "Столпы общества", 1903, несколько позднее "Росмерсхольм", 1908), Г. Гауптмана ("Одинокие", 1899, совм. со Станиславским), касающиеся важных вопросов современности. В годы 1905-1906 значительными художественно-общественными явлениями были постановки "Дети Солнца" Горького (совместно со Станиславским) и "Бранд" Ибсена.
В числе крупнейших работ Немировича-Данченко - спектакль "Юлий Цезарь" Шекспира (1903), в котором давалась широкая картина упадка республиканского Рима и подчеркивалась мысль о непрочности власти, оторванной от народа. В период политической реакции, наступившей после подавления революции 1905-07, в годы идейного упадка театра Немирович-Данченко главое внимание уделял работе над русским классическим репертуаром. Им были поставлены: "Горе от ума" (1906) и "Ревизор"(1908) (оба спектакля совместно с К. С. Станиславским), "Борис Годунов"Пушкина (1907), "На всякого мудреца довольно простоты" Островского (1910), "Живой труп" (1911); "Нахлебник" Тургенева (1912), "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина (1914), "Каменный гость" Пушкина (1915).
Немирович-Данченко давал новое сценическое истолкование, вскрывал прогрессивную направленность русской классики, умел выявить особенности стиля автора, обрисовать характер изображаемой эпохи, находить тончайшие сценические приемы, ярко и смело обрисовать образы. Вместе с тем в этот период в творчестве Немировича-Данченко сказались противоречия, порожденные общим кризисом буржуазной культуры. Он ясно осознавал важные обществ. задачи, стоявшие перед МХТ. В своих письмах (к И. М. Москвину, Л. Я. Гуревич и др.) и выступлениях перед труппой он указывал на опасность идейного отрыва театра от передовой общественной жизни. Однако в выборе современных пьес Н.-Д. зачастую ошибался.
Он включал в репертуар пессимистической пьесы Л. Н. Андреева ("Анатэма", 1809, "Екатерина Ивановна", 1912, "Мысль", 1914), С. Юшкевича ("Мзегеге", 1910), Мережковского ("Будет радость", 1916), стремясь найти в них элементы протеста, разоблачение буржуазной морали и не замечая идейной порочности этих произв. В поисках русской трагедии Немирович-Данченко поставил в МХТ роман Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы" (1910) - спектакль необычной формы (показывался в течение двух вечеров; в спектакль был введен чтец), отмеченный рядом выдающихся актерских работ, и "Бесы" (шел под названием "Николай Ставрогин", 1913).
Появление на сцене МХТ последнего спектакля вызвало гневный протест Горького, который видел в пост. инсценировок Достоевского поддержку болезненных настроений части русской интеллигенции.С первых же дней Октябрьской революции Немирович-Данченко принимает широкое участие в общественной театральной жизни страны (был членом высшего органа по управлению театрами - Центротеатр). Он разрабатывал проект реорганизации Большого театра, стал одним из основателей а и редакторов журнала "Культура театра", выступал с многочисленными лекциями и беседами, защищая принципы реалистического искусства.
Под руководством Немировича-Данченко происходит реорганизация МХАТа. Он помог обновлению труппы МХАТа, привлек в нее молодых актеров и способствовал решительному сближению театра с советской действительностью. Немирович-Данченко осуществил ряд постановок, имевших принципиальное значение в развитии советского театра, деятельно работал с драматургами над созданием современного сов. репертуара. Им были поставлены спектакли: "Пугачевщина" Тренева (1925), явившийся первым обращением МХАТа к историко-революционной теме, "Блокада" Вс. Иванова (1929), "Половчанские сады" Леонова (1939). Борясь с мелким бытовизмом, добиваясь широкого обобщения явлений, он находил особые приемы для каждого спектакля (так, напр., спектакль "Блокада" был решен как патетическая современная трагедия).
Одной из значительнейших работ Немирович-Данченко был спектакль "Любовь Яровая" (1936) -многокрасочное историческое полотно, в котором режиссер стремился дать синтез политической идеи с ярким художественным изображением. Именно в эти годы режиссура Немировича-Данченко получила окончательную стройную завершенность, приобрела четкую идейную и художественную целеустремленность, уверенность психологической разработки образов, точность формы. Немировичу-Данченко было свойственно безошибочное понимание стиля автора, блестящее умение работать с актером.
Для теории и практики театра чрезвычайно важно разработанное Немировичем-Данченко учение о синтезе "трех восприятии" (социального, психологического и театрального, в слитности которых он видел непреложное условие подлинного творчества), о "втором плане сценической жизни актера" и о "зерне" образа (близкое учению о "сверхзадаче" Станиславского), о "мужественной простоте" и о "физическом самочувствии" и т. д. Немирович-Данченко внес большой вклад в искусство современного театра своим истолкованием крупнейших произведений русской классической литературы: инсценировки романов Л. Н. Толстого "Воскресение" (1930) и "Анна Каренина" (1937), "Гроза" (1934). Исчерпывающе выявив философскую и политическую сущность пьесы, Немирович-Данченко показал атмосферу нарастания революционного движения в канун 1905, помог актерам создать социально насыщенные, художественно завершенные образы.
Последней работой Немировича-Данченко явилась постановка пьесы Погодина "Кремлевские куранты" (1942, Гос. пр. СССР, 1943), в которой впервые на сцене МХАТа был выведен образ Ленина (исполнил - А. Н. Грибов). Важное значение имела деятельность Немировича-Данченко в области музыкального театра. В 1919 он организовал при МХТ Муз. во многом экспериментальный, подлинно новаторский Характер. Немирович-Данченко добивался гармонии всех элементов сценического произведения, внутреннего единства всего видимого и слышимого, обусловленного музыкой. Он решительно разрушал оперные штампы, ожесточенно боролся со сценической и муз. рутиной, воспитывал актера, в равной мере владеющего драматическим и вокальным мастерством ("поющего актера").
В своих постановках он разрабатывал различные формы музыкального спектакля, по-новому и смело решая важнейшие принципиальные вопросы оперного искусства (напр., разнообразное понимание хора). Начав с работы над комическими операми "Дочь Анго" Лекока (1920), осуществленной в стиле французской гравюры, и "Перикола" Оффенбаха (1922), поставленной как "мелодрама-буфф", Немирович-Данченко обратился затем к "Лизи-страте" Аристофана (1923), которую трактовал как народную сатирическую комедию с музыкой, впервые широко, действенно использовав вращающуюся сцену. Немирович-Данченко обновлял в ряде случаев драматургическую основу опер.
В спектакле "Карменсита и солдат" на музыку оперы Визе "Кармен" (1924), подчеркивая преимущественно трагичный характер музыки и порой оттесняя или своеобразно интерпретируя мажорную ее сторону, он стремился приблизить оперное либретто к новелле П. Меримо. Осуществляя постановку "Травиаты" Верди (1934, либретто В. Инбер), Немирович-Данченко резко противопоставил хор (истолкованный им как "высшее общество" эпохи) трагической любви актрисы Виолетты. В течение некоторого времени Немирович-Данченко пробовал решить проблему современной оперы на материале произведений западных композиторов 20 в. (как, например, "Джонни" Кшенека, 1929), но его творческий метод пришел в непримиримое противоречие с их формалистической музыкой. Основную задачу театра Немирович-Данченко видел в создании современной оперы.
В числе его постановок: "Северный ветер" Книппера (1930, трагедия на музыке, на либретто Киршона по пьесе "Город ветров") и "Катерина Измай-лова" Шостаковича (1934), в которой он подчеркивал трагическую сущность музыки композитора. Замыслы Немировича-Данченко наиболее полное выражение получили в постановках "Тихий Дон" Дзержинского (1936) и в особенности "В бурю" Хренникова (1939), в которых он дал образцы поэтических реалистических оперных спектаклей, проникнутых идеями революционного гуманизма; литературные и музыкальные образы раскрывались режиссером в их органичном единстве.
До последних дней жизни Немирович-Данченко возглавлял Московский Художественный театр. Совместная деятельность К. С. Станиславского и Немировича-Данченко сыграла решающую роль в развитии русского предреволюционном и современного театра. Станиславский и Немирович-Данченко создали театр, оказавший огромное влияние на развитие сов. и мирового искусства. В духе их творческих принципов воспитаны крупнейшие советские режиссеры и актеры. Немирович-Данченко был инициатором организации. При МХАТе школы-студии, ныне носящей его имя. За постановку спектакля "Кремлевские куранты" и за многолетние выдающиеся достижения в области искусства и литературы Немирович-Данченко дважды (в 1942 и 1943) удостоен Государственной премии СССР.