Впервые после десяти лет эмиграции в Москве появился идол мирового балета Владимир Малахов. "Жизелевский" Граф Альберт, проходящий за полтора часа сценического времени путь от совратителя наивной сельчанки до раскаявшегося грешника, - одна из самых лучших ролей Малахова, чаще других танцуемая. Когда-то в Большой театр его не взяли из-за отсутствия московской прописки.
Принц из советских
У КАЖДОГО времени свои танцы. Героическое мужское начало советского балета достигло апогея в последней трети ХХ века благодаря балетам Григоровича. В его спектаклях интимная лирика подавлялась спортивным напором — зигфриды и ромео по сути своей были прометеями и спартаками. Несколько поколений советских танцовщиков — от Вахтанга Чабукиани до Мариса Лиепы и от Владимира Васильева до Ирека Мухамедова (невозвращенцы Нуреев и Барышников, конечно же, в этот ряд не вписывались) — возвеличили атлетический, «спартаковский» стиль мужского танца в некий интернациональный символ. Но ничто не вечно под Луной, даже в такой консервативной области, как классический балет. В калейдоскопе правителей и режимов перестраивалась наша жизнь, менялись ментальность и имидж нации. На смену сокрушительным силовикам-атлантам в балет пришла плеяда романтических юношей, хрупких сильфидных андрогинов и влюбленных в свою красоту нарциссов. Наиболее ярко эта общая модуляция мужского танца воплотилась во Владимире Малахове. Но даже тогда, в начале 90-х, мало кто мог предположить, что именно этому гуттаперчевому мальчику из Кривого Рога с божественным телом, некрасивым лицом и непослушными вихрами уготовано вскоре прийти на смену закатившейся звезде Нуреева и стать одним из ликов нового балета.
Игрой судьбы и случая Малахов ухитрился явиться вовремя — в тот самый критический момент, когда одряхлевшие мышцы советской героики уже не выдерживали темпа меняющихся критериев красоты. Спартакообразные мужики и герои с Ангары в одночасье стали казаться анахронизмом ушедшей эпохи. Вернув мужскому танцу кантилену, лирику и изысканность, поколение Малахова по-новому высветило эстетический и этический смысл балета — теперь им стала КРАСОТА.
Только в гости
В 1991-м Малахов уехал. Уехал совсем. Естественно, им руководили творческие соображения. Но побочной причиной была чисто житейская. Когда-то гений Рудольфа Нуреева ничего не значил для коммунистов, важнее были «неправильный моральный облик горячего татарского парня» и нарушения принятой формы одежды на сцене. Так и Малахову, который не скрывал своей сущности, но и не афишировал ее, не слишком комфортно жилось в малотолерантном постсоветском сообществе. В конце концов его избили в собственном подъезде так, что пришлось накладывать на голову швы.
В поисках творческого счастья Малахов работал сначала в Штутгарте, потом в Вене, а с 1995-го параллельно стал солистом Американского балетного театра (АБТ). Тогда и пришло ощущение полноты жизни, чувство безграничности профессиональных горизонтов. Наш герой начал позировать для художественной фотографии, сниматься в кино, моделировать балетные костюмы. Проявил себя достаточно смелым и раскованным человеком — на недавней премьере современных балетов в Базеле танцевал абсолютно обнаженным. Наконец выпустил свои первые спектакли как балетмейстер («Баядерка» и «Бал-маскарад» на тему оперы Верди об убийстве шведского короля Густава — в Венской Штаатсопер).
Сегодня Малахов — гражданин Австрии: у него свой дом в Вене, а также квартира в Нью-Йорке на Бродвее. Но вообще-то он великий космополит: живет там, где выступает, а сам по этому поводу шутит, что по-настоящему живет только на сцене. Россию по-прежнему любит, но жить здесь не собирается — у нас, к сожалению, личность пока еще не защищена барьером уважения и неприкосновенности частной жизни. Поэтому — пока только в гости. Несмотря на свои громкие титулы и статус небожителя, в жизни Володя очень человечный человек. Как и все балетные, мечтает вкусно поесть. Предпочитает рыбу и красное вино. Из сладостей бессилен перед вафельными тортами и конфетами «Мишка» и «Белочка». Еще очень любит кошек, филармонические концерты и островки первозданной природы.