Родился в с.Денисовка Полтавской губернии 15 января 1837. Окончил Петербургское инженерное училище и Академию генерального штаба.
Родился в с.Денисовка Полтавской губернии 15 января 1837. Окончил Петербургское инженерное училище и Академию генерального штаба. Служил на Кавказе. В 1860-е годы сотрудничал в журналах «Отечественные записки», «Вестник Европы». За связь с народниками был сослан в Сибирь (1879—1888). Возвратившись в
Петербург, активно сотрудничал в журнале «Русское богатство». В своих первых работах философского характера Лесевич пропагандировал идеи позитивистов (прежде всего О.Конта), Л.Фейербаха, П.Л.Лаврова (Очерки развития идеи прогресса, 1868; Философия истории на научной почве, 1869; Позитивизм после Ко
нта, 1869; Новейшая литература позитивизма, 1870 и др.). В наибольшей степени его воодушевляла позитивистская программа преодоления метафизики и утверждения в культуре идеалов подлинной научности и рациональности. В дальнейшем Лесевич сосредоточивает усилия на разработке гносеологической проблематик
и, которой, по его убеждению, «первый позитивизм» уделял неоправданно мало внимания. Он признает необходимость использования новейших научных методов для обоснования «позитивной» философской теории познания и приветствует «критицизм» представителей второй волны позитивизма — Р.Авенариуса, А.Риля, К.
Геринга и др. Позитивная философия на этом этапе, по Лесевичу, развивает теорию «чистого опыта», которая призвана покончить с традиционными формами философского «антропоморфизма», нашедшего выражение в понимании природы чувственного и рационального знания (представления о врожденных идеях, об априор
ных формах). В конечном счете, полагал Лесевич, реальностью должен стать синтез новейшей позитивистской теории и современной науки. Это, в свою очередь, приведет к радикальным преобразованиям в общественном сознании и в общественной жизни в целом. Особое внимание Лесевич уделял социальной проблемати
ке, считая, что и в области социологии позитивистская методология должна сыграть решающую роль. Он различал в социологической теории два раздела: социальную статику, изучающую характер и условия организации общества и социальную динамику, рассматривающую закономерности функционирования общественных
образований. Основным критерием общественного прогресса является успешное развитие научного знания. Тяга к познанию — коренное свойство человеческой природы, а «положительная», научная философия наиболее адекватный и продуктивный результат этого универсального человеческого стремления.
Умер Лесеви