Популярные личности

Владимир Костенко

Русский инженер-судостроитель
Категория:
Дата смерти:
1956-01-14
Место смерти:
Ленинград, Россия
Гражданство:
Россия
Биография

Биография

Удостоен Государственной Сталинской премии (1950) за выдающиеся работы в области кораблестроения.


Русский инженер-судостроитель, внесший значительный вклад в теорию корабля, автор работ по гидродинамике корабля, изобретатель движителя типа "Рыбий хвост" и новой формы корпуса корабля с пониженным волновым сопротивлением - "Формы К. с туннельным обводом", организатор судостроения в СССР, автор нов

ого типа судостроительных заводов с постройкой кораблей на горизонтальных стапельных местах в закрытых и утепленных эллингах, наливных доков, крупно-секционной сборки судов.

Родился 8 сентября в семье врача и учительницы. В 1904 г. окончил Морское инженерное училище в Кронштадте с золотой медалью

и занесением на мраморную доску. В дипломном проекте впервые применил двухъярусное расположение артиллерии главного калибра. Назначен на достройку броненосца "Орел", вошедшего в состав 2-й Тихоокеанской эскадры. За участие в Цусимском сражении (1905) награжден орденом Св.Анны 3 ст. с мечом и бантом.

После возвращения из Японского плена (1906) представил руководству флота ряд докладов с анализом причин гибели русских броненосцев в Цусимском бою.

По возвращении из командировки из Англии (1907) за участие в строительстве крейсера "Рюрик" награжден орденом Св.Станислава 2 ст. В 1908 г. назначен

конструктором технического бюро Морского технического комитета (МТК) в С.Пб. В период командировки в Англию (1909), в качестве главы группы слушателей кораблестроительного отделения Николаевской морской академии, указал Председателю совета директоров-распорядителей верфи "Хэрлэнд энд Вульф" на грубы

е ошибки в системе непотопляемости трансатлантических лайнеров "Титаник" и "Олимпик". За связи с революционными кругами (1910) арестован и заточен в Трубецкой бастион Петропавловской крепости. Приговорен к 6 годам каторги.

По представлению морского министра И.К. Григоровича и ходатайству А.Н. Крыл

ова помилован Николаем II. После увольнения с государственной службы в 1912 г. принят на должность начальника технической судостроительной конторы Общества Николаевских заводов и верфей "Наваль". В период (1912-1917) под его руководством спроектировано и построено около 150 военных и коммерческих ко

раблей. В 1917 г. назначен головой Николаевского городского управления, в 1920 г. - членом правления технического руководства Объединенных Николаевских государственных судостроительных заводов. Руководил достройкой 10 военных кораблей, в том числе и крейсера "Адмирал Нахимов". В 1922 г. возглавил Уп

равление промышленности ВСНХ Украины.

По распоряжению Ф.Э. Дзержинского (1924) назначен на должность члена правления по технической части "Судотреста" в Ленинграде. В 1928 г. уже в качестве зам. управляющего и председателя тех.совета ленинградского "Судопроекта" арестован по делу "Судотреста" и при

говорен к расстрелу. Расстрел был заменен 10 годами ссылки в Соловецкий лагерь.

В 1929 г. переведен из лагеря в ОКБ ОГПУ в Харькове, а в 1930 г. - в ОКБ ОГПУ в Ленинград. Постановлением коллегии ОГПУ (1931) освобожден и назначен главным инженером "Проектверфи" (с 1937 г. - ГСПИ-2).

Возглавил про

ектирование крупнейших судостроительных заводов в Комсомольске-на-Амуре и Северодвинске. 1941 г. - арестован по обвинению во вредительстве при выборе места для строительства Северодвинского завода. В 1942 г. - дело закрыто, В.П. Костенко освобожден и назначен на должность заместителя начальника ГСПИ

-2. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1945) за участие в создании судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре.

Удостоен Государственной Сталинской премии (1950) за выдающиеся работы в области кораблестроения. Скончался 14 января 1956 г. в Ленинграде и похоронен на Серафимовском кл



Поделиться: