Популярные личности

Владимир Каменщиков

летчик истребитель, Герой Советского Союза, Герои Великой Отечественной войны
На фото Владимир Каменщиков
Категория:
Дата рождения:
1915-03-18
Место рождения:
Царицын, Россия
Дата смерти:
1943-05-22
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Герой Советского Союза (9.08.41). Награжден орденами Ленина Красного Знамени, медалями.


Родился в семье рабочего. Русский. В 1931 г. окончил школу фабрично-заводского ученичества при судоверфи. Работал токарем в паровозоремонтном депо. В 1934 г. окончил военно-строительный техникум.

В РККА с 1934 г. В 1937 г. окончил 7-ю Сталинградскую военную школу пилотов.

Участвовал в освобождении Западной Украины и Западной Белоруссии.

Член ВКП(б) с 1940 г.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был

адъютантом эскадрильи 126-го иап 9-й сад Юго-Западного фронта.

К началу войны полк базировался на аэродроме Долубово в 10 км от границы и имел на вооружении 23 истребителя И-16 (в том числе 10 неисправных), и 50 истребителей МиГ-3 (из них 12 неисправных). На МиГ-3 днем в простых метеоусловиях мог летать 21 летчик, из которых 4 также освоили ночные полеты.

Несмотря на тяжелые потери от бомбардировок противника, в первое утро войны летчики 126-го истребительного авиаполка сбили 6 самолетов противника.

22.06.41 г. лейтенант Каменщиков на И-16 сбил один Bf.109 над Белостоком, но и сам был сбит. Он выбросился из горящего самолета на высоте 200 метров.

Каменщиков рассказывал позднее: «Вступил в борьбу с пятёркой «Мессеров», а потом ещё тройка Ме-109 появилась. Одного я сбил. Он упал в городской парк. Через несколько минут я расстрелял все патроны. Решил выйти из боя. В это время немцы в моём самолёте пробили бензобаки. Машина загорелась. Меня обожгло, кроме того, бензином обдало. Выбросился на парашюте. Приземлился и упал в реку».

Лицо и руки лётчика были обожжены, повреждена и нога. Командование части пыталось отправить Каменьщикова в госпиталь. Но на больничной койке он пролежал всего лишь четыре дня. Весь в бинтах и с незажившими ранами, вернулся в часть.

25.06.41 г. после расформирования 9-й сад, понесшей катастрофические потери, полк был переведен в в район Гомеля.

7.07.41 г. лейтенант Камещиков сбил Bf.109.

9.07.41 г. 126-й иап был передан в состав 6-го иак ПВО Москвы

10.07.41 г. Каменщиков сбил еще один Bf.109.

12.07.41 г. он сбил бомбардировщик Ju.88.

К середине июля 1941 г. на счету лейтенанта Каменщикова было 4 самолета противника сбитых лично и 4 в группе.

В представлении к званию Герой Советского Союза указывалось: «В бою лейтенант Каменщиков показал примеры мужества и геройства, в группе сбил 4 самолета противника. 7 июля 1941 г. он в стычке с двумя МЕ-109 сбил одного, а другого обратил в бегство… В небе над Гомельщиной отважный летчик сбил «Юнкерс», дважды возвращался из боя с пробоинами в самолете. В бою не чувствовал усталости, делая иногда в день до десяти боевых вылетов, когда ему напоминали об отдыхе - обижался».

9.08.41 г. лейтенанту Каменщикову Владимиру Григорьевичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 319.

Вскоре ему было присвоено воинское звание старший лейтенант.

В сентябpе 1941 г. 126-й истребительный авиаполк в числе первых был оснащен истребителями P-40 «Томахаук». Пеpевооpужение на американские самолеты пpоизводилось на аэpодpоме Каднивов близ Вологды, в составе 27-го запасного авиаполка.

12.10.41 г. полк начал совершать боевые вылеты. В этот период он базиpовался на аэpодpоме HИИ ВВС.

Действуя на Западном и Калининском фронтах, полк участвовал в обороне Москвы. Лишь за месяц боев его летчики совершили 665 боевых вылетов и уничтожили 17 вражеских самолетов.

Старший лейтенант Каменщиков в боях под Москвой сбил 3 самолёта лично и 6 в группе.

Весной 1942 г. майор Каменщиков был назначен заместителем командира 788-го истребительного авиаполка ПВО 102-й истребительной авиадивизии ПВО, Сталинградского корпусного района ПВО. Летал на Як-1.

Вспоминает генерал-майор авиации Козлов: «Этот полк был вооружен истребителями конструкции Яковлева - «Як-1» и «Як-7»...

В те дни противник довольно редко беспокоил нас и мы использовали время для повышения летной выучки.

Особое внимание уделялось отработке форм и способов ведения боевых действий против бомбардировщиков, прикрытых истребителями, а также против одних истребителей. Кроме того, готовились наносить удары и по наземным войскам.

Материала для изучения противника у нас было вполне достаточно. Мы анализировали проведенные воздушные бои, все лучшее брали на вооружение».

В середине июля 1942 г. развернулись ожесточенные бои на Сталинградском направлении, активное участие в которых приняла авиация ПВО города.

Вспоминает генерал-майор авиации Козлов: «Многие важные объекты - тракторный завод, заводы «Красный Октябрь» и «Баррикады» и другие - находились в северной части города. Крупные объекты были в центре города и в южной его части - в районах Бекетовки и Красноармейска.

Северную группу объектов от границы южных отделяло около 60 километров... Многокилометровая полоса города, протянувшегося по правому берегу Волги, была разбита на 7 боевых секторов, непосредственно примыкающих друг к другу.

Основу противовоздушной обороны в каждом секторе составлял зенитный артиллерийский полк среднего калибра. Истребительная авиация перехватывала и уничтожала авиацию противника на дальних подступах к городу. Зенитная артиллерия обеспечивала на ближних подступах круговое прикрытие городских объектов от налета самолетов противника. На нее ложилась основная тяжесть борьбы с воздушным противником ночью.

Зенитно-прожекторные подразделения создавали круговую световую зону для ночной стрельбы артиллерии и для истребительной авиации…

На долю авиационных полков 102-й истребительной авиационной дивизии выпала очень трудная и сложная задача. Помимо основных задач фронтовой авиации, они прикрывали свои войска, сопровождали бомбардировщики, нередко штурмовали полевые аэродромы и наземные войска противника…

В первоначальный период Сталинградской битвы, до 23 августа 1942 года, когда шли упорные бои с наземным противником на дальних подступах к городу, вражеская авиация в основном вела усиленную разведку вдоль основных железнодорожных магистралей, идущих к Сталинграду со стороны Камышина, Поворино, Морозовской и Котельниково, а также военно-промышленных объектов Сталинграда и его системы ПВО.

Разведка производилась в основном с высоты 5000–7000 метров одиночными самолетами типа «Хе-111» и «Ю-88». Бомбардировочная авиация противника в это время активно обеспечивала наступление своих войск на рубеже Дона, совершала групповые бомбардировочные налеты на переправы через Дон, на аэродромы и железнодорожные станции…

Первые бомбардировочные налеты на Сталинград противник предпринял в конце июля 1942 года группами в 20–45 самолетов на высоте 2000–5000 метров. Эти налеты совершались эпизодически, и зенитная артиллерия сравнительно легко отражала их, не давая противнику сбрасывать бомбы на обороняемые объекты. В этот период в весьма сложных условиях пришлось действовать истребителям 102-й истребительной авиационной дивизии, так как 8-я воздушная армия еще не прибыла».

В августе 1942 г. майор Каменщиков сбил Ju.88 и He.111 лично и три истребителя Bf.109 в группе. К этому времени он совершил 256 боевых вылетов, сбил 20 самолетов противника лично и 17 - в группе. В боях был дважды тяжело ранен.

С февраля 1943 г. майор Каменщиков командовал 38-м гвардейским истребительным авиаполком ПВО 2-й гвардейской истребительной Сталинградской Краснознаменной авиадивизии ПВО.

22.05.43 г. гвардии майор Каменщиков Владимир Григорьевич погиб в воздушном бою в районе г. Белая Калитва.

Похоронен в братской могиле в Волгограде на площади Павших борцов.

Именем Героя названы улицы в Гомеле и Волгограде.



Поделиться: